1 декабря 2022 года вступает в силу закон "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Давайте рассмотрим, какие нововведения нас ждут в свете нового закона, а также обсудим, что он нам несёт - пропасть или взлёт, омут или брод...
Но вернёмся от музыки к юриспруденции.
Предыстория вопроса
Одним из первых подобных законов в истории был Закон FARA в США (Foreign Agents registration Acts), принятый в 1938 году и до сих пор действующий. Согласно этому закону иностранные агенты в США, представляющие интересы иностранных государств в политическом или другом подобном качестве, обязаны раскрывать свои отношения с правительствами таких государств, свою деятельность и финансирование. Такие требования введены для того, чтобы облегчить «оценку правительством и американским народом заявлений и действий таких лиц».
В России понятие инагента впервые было введено в 2012 году с принятием поправок к закону "О некоммерческих организациях", согласно которым инагентами признавались некоммерческие организации, осуществляющие политическую деятельность в самых разных формах, получающие деньги или имущество от иностранных держав в качестве поддержки. Позднее законодательство в этой области снова претерпело изменения и теперь инагентами можно было признать некоммерческие организации, СМИ, объединения и физических лиц, действующие в интересах другого государства или иностранных структур и получающие оттуда финансирование. В список инагентов первоначально попали такие известные СМИ как "Голос Америки", Радио "Свобода" и еще 15 организаций, но к февралю 2022 года их было уже 115, в том числе и физические лица. Причём если инагентом признали СМИ или другую организацию, не зарегистрированную на территории РФ, то в течение месяца после внесения в реестр инагентов такое СМИ обязано зарегистрировать юридическое лицо в России, раз в год проходить обязательный аудит и сдавать результаты аудита в Минюст. Кстати, по действующим пока нормам Минюст не обязан указывать причины, по которым то или иное лицо, хоть физическое, хоть юридическое, признано инагентом.
Все эти положения уже тогда критиковали, указывая на слишком обобщенные формулировки, по которым признать инагентом можно было кого угодно, а также на то, что эти меры направлены на подавление голоса оппозиции, ведь, например, признание инагентом СМИ предполагало введение существенных ограничений его деятельности на территории России.
Именно по этим положениям (назовём их старыми, хоть до 1 декабря они еще действуют) с февраля 2022 года иностранными агентами уже признаны огромное количество журналистов, активистов, а также известных политиков и артистов - Андрея Макаревича, Максима Галкина, Алишера Моргенштерна, Михаила Ходорковского и т.д.
фрагмент к/ф "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", режиссёр Л.Гайдай
Кстати, весь список физических лиц можно посмотреть Здесь. Вдруг вам, как и мне, интересно, кто еще из ваших "знакомых" там есть.
Зачем ГосДума решила принять новый закон?
Приведу вам официальное объяснения Председателя Государственной Думы Вячеслава Володина:
«Вмешательство было на протяжении всего времени существования Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Это вмешательство мы с вами ощущаем и сегодня со стороны США, Англии и со стороны других европейских государств. Каждая страна должна защищаться, если она думает о своем будущем. Мы думаем о будущем и решение принимается исключительно в интересах граждан нашей страны, нашего государства. Тот, кто поет с чужого голоса, получает за это деньги, должен понимать: иностранный агент — это самое демократичное, что в этих случаях принимают другие страны. Везде уголовные сроки, лишение свободы и многое другое, если думают о том, как будут их дети и внуки жить в своей стране. Если эти решения не принять, понятно: государства не будет».
А вообще, в новом законе собраны разрозненные положения об инагентах из разных источников, к тому же критерии, по которым можно "узнать" инагента существенно расширены - подробнее описаны их признаки, сферы осуществляемой ими деятельности и т.д. Эти уточнения помогут записать в число инагентов гораздо большее число физических и юридических лиц, тем самым ограничить их деятельность.
ПРОЙДЁМСЯ ПО ОСНОВНЫМ ПОНЯТИЯМ НОВОГО ЗАКОНА...
Кто такой иностранный агент?
По смыслу нового закона под иностранным агентом понимается лицо, которое получает поддержку из-за рубежа и (или) находится под иностранным влиянием. Также для признания инагентом нужно осуществлять определенную деятельность, например:
- политическую деятельность: под которой понимается организация различных митингов, демонстраций и т.п., деятельность на выборах в органы государственной власти, оказание влияния на деятельность таких органов; формирование общественно-политических взглядов.
- целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации - здесь речь идёт о сборе сведений из открытых источников, иначе это была бы уже разведывательная деятельность, а это значит, что и разговор был бы другой.
- распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов, и (или) участие в создании таких сообщений и материалов - сюда можно отнести: статьи, посты в соцсетях, работу типографий, публичные выступления и многое другое.
Что такое иностранное влияние и поддержка?
По смыслу ст.2 закона следует, что иностранное влияние - это получение поддержки, или оказание воздействия на лицо, путем принуждения, убеждения, иными способами.
Поддержка, в свою очередь, это получение денег, имущества, научно-методической, организационно-технической или какой-то другой помощи из-за рубежа, т.е. от иностранных источников.
Иностранные источники:
- иностранные государства;
- органы власти иностранных государств;
- международные и иностранные организации;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства;
- лица, уполномоченные кем-то из вышеперечисленных;
- граждане РФ и юридические лица, получающие денежные средства или какое-то имущество от всех вышеперечисленных лиц, или ставших посредниками при таком получении; здесь есть хитрое исключение: если денежные средства и имущество переданы из акционерных обществ, где часть акций принадлежит государству (нашему в смысле), либо это дочерние общества таких юрлиц, то здесь не будет признаков "инагента".
- юридические лица, где бенефициарными владельцами (получающими какую-то выгоду) являются иностранные граждане и лица без гражданства;
Кого могут отнести к иностранным агентам?
- Некоммерческие организации, которые занимаются политической деятельностью и получают финансирование из-за рубежа.
- Незарегистрированные общественные объединения - то есть объединения, которые существуют без регистрации юридического лица (движение, фонд, партия), при этом также ведут политическую деятельность и получают финансирование из иностранных источников.
- СМИ - иностранное СМИ, получающее финансирование или имущество из-за рубежа. Этот реестр появился в 2017 году как ответная мера на требование Минюста США зарегистрировать в качестве иноагента издание "Russia Today". В число СМИ-иноагентов включают не только зарегистрированные СМИ, но и физических лиц, осуществляющих функции СМИ. СМИ-иноагенты должны помечать свои материалы специальными плашками.
- Физические лица - люди, которые получают иностранное финансирование и занимаются в России политической деятельностью в интересах другой страны или собирают данные в военно-технической сфере.
По новому закону общий список примерно тот же, однако критерии отнесения к инагентам существенно расширены.
Как будут вести учёт инагентов?
С принятием нового закона инагентов будут вносить в Единый реестр. Напомню, что сейчас таких реестров аж целых пять: для НКО, СМИ, граждан, незарегистрированных общественных объединений, а также для граждан, признанных СМИ. Кроме того, будут вести реестр лиц, аффилированых инагентами.
Это еще что значит?
Аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Применительно к новому Закону об инагентах аффилированное лицо - это лицо, которое может оказывать влияние на инагента, например, являясь учредителем юр.лица или членом совета директоров, или сотрудником какого-то СМИ, или членом незарегистрированного общественного объединения, т.е. активистом. С юридической точки зрения формулировка, конечно, размытая, и позволяет чесать всех под одну гребёнку.
Стоит отметить, что на аффилированных лиц не будут распространяться ограничения, накладываемые на самих инагентов. Они просто будут на карандаше)
фрагмент м/с "Смешарики", сезон 1, серия 64, Кордебалет. Студия анимации "Петербург"
Кто не может быть признан иноагентом?
В новом законе также указаны лица, которых НЕ МОГУТ признать иностранными агентами. Среди них:
- органы публичной власти РФ, госкомпании и госкорпорации, а также подконтрольные им лица;
- религиозные организации;
- политические партии;
- объединения работодателей, торгово-промышленные палаты.
Также иностранным агентом нельзя будет признавать членов международных организаций, приехавших в Россию для исполнения служебных обязанностей.
Что запрещено инагентам?
Закон запрещает инагентам следующее:
- преподавать детям;
- производить печатную продукцию для детей;
- участвовать в госсзакупках;
- получать господдержку - гранты, субсидии и т.п.;
Также иноагенты не смогут работать на государственной или муниципальной службе, быть членами избирательных комиссий, выступать организаторами публичных мероприятий. Не смогут они и инвестировать в стратегические предприятия в России, а также платить налоги по упрощенной системе.
А что же должны делать инагенты?
На иностранных агентов возлагается обязанность сообщать о наличии такого статуса своим работникам и органам публичной власти, в которые они обращаются, лоббируя свои интересы. Также они обязаны маркировать производимые ими материалы. Например вот так:
Из плюсов: теперь Минюст обязан объяснять причины и ссылаться на нормы закона, по которым то или иное лицо попало в список инагентов.
В целом подобное законодательство нацелено на достижение прозрачности иностранного влияния на принятие государственных решений. Но думаю, что у нас оно направлено не только на это. Стоит отметить хотя бы то, что в новом законе даже нет нормы, по которой нужно доказать иностранное финансирование, как было раньше.
Но несмотря на большое количество текста, положения закона всё равно достаточно размыты, а это по-прежнему позволяет присвоить статус инагента кому угодно, ведь трактовать формулировки "и иную деятельность", "лица, уполномоченные иностранными агентами" - можно очень широко, а значит, подписать под них кого угодно, а точнее - кого неугодно.
А что думаете вы?