Рискну затронуть довольно щепетильный вопрос. Всё чаще слышу мнения и даже конкретное описание шагов к действию в плане становления России на рельсы будущего. Дальнейшее развитие должно происходить по пути так называемого «посткапитализма» в плане экономики. А вот с формированием новой идеологии вопрос очень интересный.
Здесь мы тоже уже давно слышим разные фразы: «русский мир», или создание идеологии на принципах православия. Коммунистическая идеология на время заменила религию, но проиграла в долгую.
Не хочу никак уничижать другие религии, но РПЦ является, так сказать, самой массовой. Просто по факту.
Всё это новое, хорошо забытое старое. Удачный пример посткапитализма был, это сталинская экономика. Совершенно уникальное явление. Она удачна в том плане, что по темпам развития опережала капиталистические страны и во многом опередила бы США, если не преобразования после ХХ съезда КПСС.
Сталин открыто говорил, что не надо тупо копировать Маркса и Энгельса, надо думать своей головой.
С идеологией на базе религии мы тоже сталкивались. Помню как-то Александр Невзоров заявил, что никаких гонений на церковь советская власть в 20-х и 30-х гг не было, церковь просто перестали спонсировать. Гонения конечно же были, церковь рассматривалась как идеологический противник. Но речь не об этом.
И до, и после революции церковь находилась в плохом положении. Я говорю о периоде с 1700 г, когда умер патриарх Адриан и до 1990 г, когда патриархом стал Алексий II.
Петр I буквально закабалил церковь. Не дал избрать нового патриарха, можно сказать насильно ввёл коллегиальное управление в виде Священного Синода. Использовал для этого ручных церковных иерархов, таких как Феофан Прокопович. Который из штанов выпрыгивал, чтобы обосновать и доказать выгоду этого коллегиального управления, а не единоличного патриаршего.
А ведь всё просто: патриарх был непререкаемым духовным лидером и даже императору с ним не тягаться. Точнее тягаться, но тогда есть риск восстаний, народных волнений и тд.
Система работала. Но спустя более чем столетие церковь оставалась недовольной своим положением. Обер-прокурор был представителем государственной власти при Священном Синоде. Назначался лично императором. С 1880 по 1905 г таким был Константин Петрович Победоносцев.
Он провёл голосование среди епископата. Хотят ли церковные иерархи восстановить патриаршество? Почти в 100% составе они высказались «за». Лишь несколько епископов сказали, что их всё устраивает.
Как только система пала, так мгновенно избрали патриарха в 17-м году.
Отсюда вытекает вопрос: а нужно ли всё это самой церкви? Сейчас она свободна, и в принципе, не была такой свободной как сейчас никогда в истории России и даже наверное если брать Византийскую империю.
Построение новой идеологии на религиозных принципах потребует некоего соглашения с церковью, как самой большой и влиятельной религии в России. Пока Путин, он довольно лояльный, говорит, что идеология должна пойти от народа.
А после него может прийти человек, который решить ускорить процесс и тогда точно предъявит церкви определённые условия.