Для большинства из нас стикеры являются лишь заменой смайликам, забавными изображениями и удобным способом выражения эмоций, однако не стоит забывать, что в первую очередь — это площадка для рекламы, а порой и некая разновидность валюты. Звучит достаточно заманчиво, если не знать подводных камней, поэтому многие молодые авторы нередко приходят к наивной мысли о том, что им необходимо нарисовать те самые стикеры по типу популярных нынче «Криса», «Асмодеи» или «Лилит».
Как все начиналось?
Первый набор стикеров «ВКонтакте» появился в далеком 2014 году, об этом объявил Георгий Лобушкин, бывший пресс-секретарь «ВКонтакте» (на данный момент PR-директор сервиса «Ситимобил»). Главным героем дебютного пака стал пес Спотти, который раньше часто использовался в качестве эмблемы соцсети. Позже появился пак со знаменитым рыжим котом Персиком (сейчас его, кстати, анимировали), а также наборы под говорящими названиями «Фруктовощи» и «Смайлы».
Затем «Вконтакте» запустил творческий конкурс для авторов по созданию стикеров для личных сообщений — у тех, кто выиграл, социальная сеть выкупала работы. В апреле были подведены итоги и выбраны три победителя. Художники, одержавшие победу в конкурсе, получили в качестве призов технику Apple, а наборы стикеров «Лисёнок», «Человекоподобное мороженое» и «Енот», созданные ими, стали полноправными лотами в магазине «ВКонтакте». Стоимость набора «наклеек» на тот момент составляла 63 рубля.
В том же 2014 году исполнительный директор «ВКонтакте» Дмитрий Сергеев заявил, что аудитория пользователей, которая приобретает стикеры, должна как минимум сравняться с аудиторией, приобретающей подарки в одноименном сервисе социальной сети — «Подарки», который формирует немалую долю прибыли компании. «РБК Daily» во «ВКонтакте» также прогнозировал, что нововведение может понравиться как минимум 10% аудитории, что приравнивается к потенциальной возможности получить от данного стартапа около 3,2 миллиарда рублей.
Таким образом, предположения оказались верными, пользователи действительно прониклись идеей отправки стикеров вместо традиционных эмодзи и с энтузиазмом начали пользоваться ими, как платными, так и бесплатными. Например, как сообщает пресс-секретарь «ВКонтакте» Евгений Красников, в первые семь дней после выхода стикеров «Durex» их скачали 2 млн человек, отмечается, что 80% пользователей социальной сети отправляют их регулярно.
Как стикеры попадают во «ВКонтакте»?
Для начала нужно понимать, что просто нарисовать и выложить набор стикеров, как это делается в мессенджере Telegram, не получится. Стикеры «ВКонтакте» выкладывают специалисты-администраторы, причем исключительно в офисе компании. Даже сам сотрудник «ВКонтакте», который не имеет специальный допуск, а главное – одобрение начальства, попросту не сможет загрузить пак в социальную сеть, не говоря уже о обывателе, который загорелся желанием залить подобные «наклейки». Так, абсолютно все наборы стикеров создаются для соцсети и исключительно по ее заказу.
Как говорит Валерий Матюхин, призер первого конкурса стикеров «ВКонтакте», упомянутого ранее: «Сейчас процедура проста: ты называешь цену, соцсеть соглашается с ней или предлагает свою».
Кроме того, если автору удалось продать соцсети своего персонажа, который являлся главным в его творчестве, то права на этого героя отчуждаются, переходя в полное владение «ВКонтакте».
Стоит отметить, что кроме авторов, «ВКонтакте» сотрудничает с компаниями федерального масштаба и с лавмарками, то есть с «любимыми брендами», которые смогли получить лояльность потребителей. Среди таких брендов – «Сбербанк», KFC, Burger King, Dirol, Durex, Kotex и других. Такие стикеры для пользователей бесплатны, в то время как остальные можно купить от 63 до 133 рублей.
Руководитель отдела спецпроектов «ВКонтакте» Светлана Снегирева сообщает, что «платные стикеры представляют собой важнейший канал нерекламной монетизации сайта». Таким образом, они не могут перегружать социальную сеть большим числом коллабораций, поэтому в офисе тщательным образом отбирают потенциальных партнеров и бренды, кроме того, у «ВКонтакте» существуют строгие правила и «минимальные входные пороги». Следовательно, социальная сеть еще меньше заинтересована в сотрудничестве с молодыми авторами.
Кто может рисовать стикеры ВК?
Если вы амбициозный художник, который горит желанием сотрудничать с «Вконтакте», то этого, к сожалению для вас, недостаточно. Чтобы сделать стикеры, вам необходимо быть одним из «своих», «дружественных» художников. Степень вашей «дружественности» определяют сотрудники офиса соцсети, основываясь на вашем портфолио, частоте рисования, а также качестве работ.
Перечень людей, которые могут рисовать для ВК, крайне мал, однако он постоянно обновляется, но несмотря на это у молодых авторов едва есть шанс попасть в один ряд с такими «стикерными мастодонтами», как Елена Савченко (автор наборов «Персик», «Сеня»), Кристина Третьякова («Паппи», «Каталина») или Михаил Голубь («Дигги», «Крыс»), которые с завидной постоянностью работают по заказу социальной сети и далеко не первый год сотрудничают с «ВКонтакте».
Цена вопроса
Нередко администраторы публичных страниц «ВКонтакте» решают заняться саморекламой, выбирая для этого инструмент в виде создания личных рекламных стикеров, но сталкиваются с серьезным препятствием. Как говорилось ранее, создание и размещение наборов стикеров «Вконтакте», которые вы сделали, чтобы пропиартить свое творчество, стоит денег, причем немалых.
На сегодняшний день рекламный набор стикеров ВК обойдётся вам в 5 млн рублей. По данным собеседника интернет-издания «The Village», «за набор с дистрибуцией через чат-бота придется заплатить от 15 миллионов рублей. Стикерпак же, который установят 300 тысяч человек, обойдется заказчику в 5 миллионов». «ВКонтакте» же не дает комментарии ни по одному из предложенных вариантов.
Цена, которая на первый взгляд кажется неподъемной, вполне рационально обусловлена рынком — если бы цена вопроса была меньше, то «стикерная» рекламная площадка была бы обесценена.
Что ждет молодых авторов?
Несмотря на высокую стоимость размещения наборов, поток желающих авторов, которые располагают средствами, не уменьшается, однако за бортом остаются те, кто не может себе позволить пиарить свое творчество и продвигаться с помощью соцсети за многомиллионную плату. Такие авторы могут попытаться попытать удачу и все-таки предложить свои стикеры в «предложенные новости» сообщества «Стикеры ВКонтакте», в дальнейшем — надеяться на чудо. Или не надеяться, потому что шанс того, что вам ответят крайне мал. Об этом пишет в своей статье «ВКонтакте» сибирский иллюстратор Артём Казак, автора ряда статичных и анимированных стикеров.
Запасной вариант — создать свои стикеры в Telegram, но при выборе данной платформы необходимо понимать, что ваш набор маловероятно выбъется в топ, потому что в мессенджер ежедневно загружается огромное число новых пользовательских паков, следовательно, ценность подобной саморекламы будет равна нулю.
«ВКонтакте» с абсолютной вероятностью не будет менять свою политику в отношении людей, которые хотят нарисовать свои стикеры, поскольку площадка успешно функционирует уже на протяжении 6 лет и, очевидно, просуществует еще, как минимум, столько же.