18 ноября 1941 года, выполняя приказ начальника войск НКВД по охране тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенанта Г. Степанова, на разведку будущей трассы для доставки с большой земли по льду Ладожского озера грузов для осаждённого Ленинграда вышла группа военнослужащих войск НКВД СССР в составе майора К. Шаранова, капитана В. Лебедева, красноармейцев И. Агеева и Д. Пескова.
Тогда из-за необычайно крепких морозов и раннего ледостава на Ладожском озере стало возможным проложить автотракторную дорогу, которая могла бы связать осаждённый гитлеровцами Ленинград с посёлком Кабона на восточном берегу. Впоследствии эта трасса, сыгравшая спасительную роль в жизни Ленинграда, будет названа «Дорогой жизни».
Всего таких разведывательных групп на льду озера, начиная с середины ноября, действовало больше десяти. Известно, что они
формировались, как правило, из состава гидрографов Балтийского флота и сапёров 88-го отдельного мостостроительного батальона РККА. Участие же военнослужащих войск НКВД в этой разведке имело целью определить меры для защиты будущей трассы от нападений диверсантов и для пресечения хищений идущего в город и к фронту имущества.
Результатом рекогносцировки стало вскоре последовавшее решение командования 2-й дивизии войск НКВД (командир – полковник Янгель, военный комиссар – полковой комиссар
Громов) о формировании в одном из полков этой дивизии (51-м полку войск НКВД) совершенно нового 3-го батальона трехротного состава — специально для охраны продовольственных грузов, поступающих через Ладожское озеро, включая перевалочные базы.
Уже трое суток спустя из деревни Кабона в сторону Ленинграда отправился первый санный обоз из 350 упряжек, доставивший в
осажденный город 63 тонны муки. По Дороге жизни в дни блокады осуществлялось снабжение продуктами питания, бензином, углём, боеприпасами, медикаментами и почтой находившихся в окружении
противника городов Ленинград и Кронштадт, Ораниенбаумского плацдарма, войск Ленинградского фронта и Краснознаменного
Балтийского флота. В обратный путь по ней войска эвакуировали в тыл изможденных голодом, малолетних, больных и раненых жителей и защитников Ленинграда.
На ледовую трассу вышли и автомобили войск НКВД: на базе 13-го мотострелкового полка внутренних войск НКВД СССР были созданы
ещё две автоколонны, которые в блокадную пору доставили в Ленинград по «Дороге жизни» 1856 тонн различных грузов и вывезли в тыл более 30 тысяч его жителей.
81 год назад группа воинов-чекистов одной из первых вышла на разведку «Дороги жизни»
18 ноября 202218 ноя 2022
887
2 мин
5