Великий Федор Михайлович Достоевский уважительно называл своего коллегу по писательскому ремеслу Лескова «экспертом в православии». И в этом не было преувеличения. С одной лишь существенной поправкой: Николай Семенович не просто хорошо знал богослужебные тексты, устройство и обычаи Церкви, наследие святых отцов, но и пропустил это знание через свою душу.
Можно сказать, что такое отношение к вере автор «Левши» и «Очарованного странника» унаследовал по крови. В своих воспоминаниях будущий великий писатель рассказывал: «Мой дед, священник Димитрий Лесков, и его отец, дед и прадед все были священниками в селе Лесках, которое находится в Карачевском или Трубчевском уезде Орловской губернии. От этого села ‟Лески” и вышла наша родовая фамилия – Лесковы». Столь же показательны воспоминания писателя о своей бабушке: «Она на память знала не только историю каждого из … уединённых монастырей, но знала все монастырские легенды, историю икон, чудотворения, какие там сказывали, знала монастырские средства, ризницу и всё прочее. Это был ветхий, но живой указатель к святыням нашего края».
На такой благодатной почве, наверное, только и мог родиться литератор, и сегодня восхищающий читателя поразительным пониманием национального характера, духовных традиций и душевных устремлений нашего народа. До конца своих дней Николай Степанович трепетно следовал завету своего отца: «Никогда ни для чего в свете не изменяй вере отцов твоих».
Юношей Лесков переезжает к своему дяде-врачу в Киев, где всерьез вовлекается в изучение и реставрацию древних фресок. А о Киево-Печерской Лавре он писал вдохновенное: «Киево-печерская вершина – это русская ступень на небо. Здесь, у подножия этих гор, изрытых древнерусскими христианскими подвижниками, всякий человек, как у подножья Сиона, становится хоть на минуту верующим; необходимость глядеть вдаль и вверх на эти уносящиеся под небо красоты будит душу – и у нее, как у отогревающегося на подъеме орла, обновляются крылья».
Киевские впечатления лягут в основу первых, увидевших свет, литературных опытов юного Лескова, которые сам он впоследствии оценивал весьма критично. Основанием для такой строгости по отношению к себе стало недостаточно глубокое, по мнению самого писателя, прочтение Евангелия. Новый Завет Николай Семенович называл «Книгой книг», в которой «сокрыт глубочайший смысл жизни».
Ровно 150 лет назад свет увидел роман Лескова «Соборяне», главными героями которого автор сделал священников, требуя и от своих персонажей, и от их прототипов высочайшей духовности, подвигов «благочестия, правды и добра, без которых не может жить в людях дух Христов», несмотря на всякие искушения.
В начале 80-х годов 19 века. Николай Степанович все больше задается богословскими вопросами , интересуется жизнью Русской Православной Церкви. Именно в это время появляются сборники его размышлений: «Зеркало жизни истинного ученика Христова», «Пророчества о Мессии, выбранные из Псалтыри и пророческих книг Св. Библии», «Изборник отеческих мнений о важности Священного Писания». Ключевая мысль - необходимость изучения и «разумного исполнения Священного Писания».
Воплощение заповедей Христа в жизни через преломление разных характеров становится сквозным мотивом для всего творчества Лескова. «Цели христианства вечны», – утверждает писатель, называя себя «уверенным православным», «покорным и преданным сыном Церкви» и ратуя за «живой дух веры» и стремление к высшему смыслу жизни, примером которого считал Спасителя. «Во Христа-то мы крестимся, да во Христа не облекаемся», – скажет его герой отец Кириак в рассказе «На краю света».
К своим талантам, хвалебным отзывам читателей и критиков Лесков относился с подлинно христианской скромностью, полагая, что его писательский путь – это миссия, которую уготовил для него Господь. Уже зрелый писатель пишет: «Не видно ведь, сколько талантов я получил от моего Господина и на сколько сработал? Это только Он разберет», «… и должен не прятать под стол, а нести на виду до могилы тот светоч разумения, который мне дан Тем, пред очами Которого я себя
чувствую и непреложно верю, что я от Него пришёл и к Нему опять уйду».
Лесков был строг не только по отношению к себе, но и к формальным христианам и холодных душой священникам, противопоставляя им светоч истинной веры, который видел в людях простых, подлинно добродетельных, «поцелованных» Богом. Именно в них тот высший нравственный закон, та жажда Божественной Истины, к которым каждый из нас должен стремиться. Перечитайте его романы и рассказы: «Соборяне», «Пугало», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник» и многие другие, или откройте их для себя! Вы погрузитесь в удивительный мир прекрасного русского языка, душевных и чутких героев и той безусловной любви к жизни, Богу и ближним, которая есть в глубине сердца каждого из нас.
А какое произведение Лескова вам больше всего запомнилось и чем? Напишите в комментариях.