Найти в Дзене
Камертон совести

Колледж бабы Вали

Ученик Витя Хорошилов высадил стекло в шкафе с химическими реагентами. «Неси дневник, – приказала учительница и красными чернилами печатными буквами написала с восклицательным знаком: нанёс материальный ущерб школе! – Пусть прочтут родители, как ты носишься по школе во время перемены, и сами дадут оценку твоему поступку. В четверг, перед началом урока, покажешь дневник с их подписью.

Придя домой, провинившийся не знал, каким образом поднести отцу дневник. По телевизору началась трансляция очередного футбольного матча. Как раз то, что нужно. На седьмой минуте матча команда, за которую болел отец, забила мяч. От радости чуть не выпрыгнул из кресла. В этот момент челобитная учительницы и оказалась в его руках.

- Покажи лучше матери свои тройки, хорошист. С такой фамилией и так учиться. Позор... назвал тебя Виктором. Ты хоть знаешь, как твоё имя переводится? То же мне победитель… Уходи, разве не видишь, как соперники после забитого гола забегали? Делай пас, пас делай! - последовала команда Сергея Михайловича какому-то игроку. – Эх, такой момент упустили…

Школьник в это время уже стоял возле матери на кухне.

- Ну и какую оценку твоей шалости могу я дать? Тут дело пахнет не оценкой, а наказанием. Иди в комнату. С отцом обсудим проблему ...

Закончился футбольный матч победой команды, за которую так азартно болел Сергей Михайлович, дневник снова оказался в его руках.

- Ну вот, всё настроение испортил. Тройки по всем предметам, он ещё и носится по классу со скоростью охотничьей собаки. Сидел бы тише воды, ниже травы !.. Напиши: меры приняты!

- Выходи, ломоносов! – последовала команда. Подсудимый с поникшей головой стоит перед родителями. – Мы тут с матерью твоё дело рассмотрели.. Наступят летние каникулы – никакого лагеря! Поедешь в деревню к бабушке … Приговор обжалованию не подлежит - готовься!

… По окончании учебного года родители посмотрели итоговые оценки своего чада. По всем предметам красовались тройки, по физкультуре, правда, стояла пятёрка, а по пению четвёрка.

- Во, даёт! При таких результатах он ещё и поёт, – съехидничал отец. – Собирай вещи. Завтра на трудовой фронт без «Прощания славянки».

...Валентина Максимовна готовила в огороде лунки под посадку помидоров, когда открылась калитка и зять со внуком вошли во двор.

- Принимайте нашего ломоносова. Безделью – бой! Таким должен быть девиз для него с этого дня. А мне бы стакан чайку и домой ... дела, сами понимаете …

Риторика зятя не нуждалась в толковании. Валентине Максимовне дочь не раз писала, с какой дрожью в ногах посещает родительские собрания. «От стыда не знаю, куда спрятать глаза», – писала матери. «Дело поправимое. Привозите сорванца летом, у меня тут колледж по высшему разряду», – ответила тогда баба Валя.

Не успел отец выйти со двора, как школьная непоседа уже держала в руках лопату.

- Глубже делай лунку, глубже … Теперь бери ведро и неси перегной … – одна команда сменяла другую.

Некоторые лунки переделывал дважды. Слишком небрежно выглядели, а баба Валя этого не могла допустить. К вечеру с лунками справились, посадку рассады перенесли на завтра.

– Слышишь, коровы мычат … стадо идёт с пастбища. Идём за кормилицей. Моя Звёздочка с белым пятном на лбу, ты её сразу увидишь, так как она краше всех своих подруг. Подсоби ей добраться до дома. Иногда её тянет в чужой огород забрести.

Внук, размахивая прутом, помчался выполнять очередной приказ бабушки. Когда кормилица оказалась в стойле, баба доверила ему напоить Звёздочку. Доить бурёнку не стала учить, потому как считала это дело не мужским. А вот сборку сепаратора и разборку доверила. Здесь Витёк проявил удивительную сообразительность.

Работы по хозяйству закончились, начали готовиться ко сну. Баба Валя достала «Судьбу барабанщика» Гайдара и попросила внука прочитать несколько страниц.

Внук сморщил нос: опять эти буки, веди … Но делать нечего: бабушке отказать – себя не уважать! К тому же эту книгу учительница литературы обязала весь класс летом прочитать. Пришлось выполнять это задание несколько дней.

Во второй день чтения к слушанию присоединился кот Елисей.

- Ишь, какими умными глазами смотрит на тебя, – говорит баба Валя. – Кончишь читать, непременно уляжется с тобой спать, будет на ухо тебе мурлыкать и не раз лизнёт по щеке. Кошки очень разборчивы в людях. Душу доброго человека чувствуют на расстоянии … Последние слова баба Валя проговаривала невнятно – сон показался в дверях её жилища. Когда Витя, отложив книгу, положил голову на подушку, как и пророчила баба Валя, Елисей действительно подкрался к подушке со своей колыбельной. «Приеду домой – уговорю родителей взять котёнка», – проговорил вслух. – Не откажут - пообещаю в новом учебном году стать хорошистом»...

Ни свет ни заря внук был на ногах. Отогнал в стадо корову, затем помог высадить рассаду. Полил из лейки редиску. Под яблоней выполол поросль. Баба Валя в это время собралась варить борщ. Внук и тут вызвался помочь. Почистил картошку, сбегал к колодцу за водой – всё это было ему в радость. Не понравилось чистить лук, так как умылся слезами.

За обедом бабе сказал: «Такого вкусного борща никогда ещё не ел». «Всё, что делаешь своими руками, всегда дорого и доставляет радость», – последовал мудрый ответ.

В заботах и хлопотах по хозяйству проходил день за днём. Баба научила внука даже рубить дрова и топить баню. Очень смеялась, когда он положил в печь большие поленья и хотел их сразу же поджечь спичкой.

Пришло время и мать забеспокоилась о сыне. Не переборщит ли бабушка с обучением внука? Былой гнев на сына и у отца сменился на милость. Заканчивалась рабочая неделя и родители отправились за сыном. Каково же было удивление, когда их сын наотрез отказался ехать домой.

Вторую смену каникул проведу у бабушки! – выдало командным голосом чадо. – Не хочу в лагерь и точка. – Родители перевели растерянный взгляд на бабушку, что скажет она на это. И услышали: «А чего вы хотели? Мой колледж не хухры-мухры!»