В 1942 году, когда Марату было 13 лет, его маму повесили немцы за то что прятала у себя раненых партизан. Зимой 1943 года, когда отряд выходил из окружения, его сестра Ариадна получила тяжелое обморожение ступней ног, требовалась ампутация. Было принято решение отправить её на «большую землю», но состояние ухудшалось, и ампутацию провели в полевых условиях. Ариадна была эвакуирована на самолёте только 14 июня 1943 года. Марату, как несовершеннолетнему, было предложено эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде.
Впоследствии Марат стал разведчиком штаба 200-ой партизанской бригады. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу» (будучи ранен, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги».
В марте 1943 года Марат фактически спас партизанский отряд. Когда каратели окружили партизан у деревни, именно Марату удалось прорваться сквозь «кольцо» противника и привести на помощь партизанский отряд, который находился в семи километрах от окружённых партизан.
В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат добыл ценные документы неприятеля — военные карты и планы гитлеровского командования.
Возвращаясь из разведки, Марат Казей и начальник разведки штаба партизанской бригады Ларин попали в засаду карательной дивизии, где по одной из версий, Марат отстреливаясь до последнего патрона, подорвал себя, чтобы не попасть в плен.