Найти тему

Развитие мелкой моторики. Формирование пинцетного захвата.

Оглавление

Сложно переоценить важность развития мелкой моторики у детей с самого малого возраста. Начиная от самых очевидных причин - ловкие пальчики позволят ребёнку быстрее освоить навыки самостоятельности (сам взял ложку и ест, сам застегнул/расстегнул куртку, и т.д.), и заканчивая достаточно специфичным свойством мелкой моторики влиять на развитие речи.

Как я уже говорила, центры мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь, находятся в тесной близости, поэтому при сложностях с освоением ребёнком речи стоит обратить внимание на так называемые маркеры мелкой моторики.

Один из важных навыков мелкой моторики - пинцетный захват. Как правило он формируется у малышей естественным путем - когда ребёнок начинает хватать мелкие предметы не ладошкой, а понимает неудобство данного способа и пробует захватить предмет двумя пальчиками. Безопасный способ развить пинцетный захват у малышей до года - дать немного ягод или фруктов на тарелке в безопасной форме, чтобы ребёнок не мог подавиться кусочком еды. Тут и развитие пищевого интереса, и тренировка навыков пережевывания пищи, и естественная тренировка пальчиков.

Чем же так важен пинцетный захват? Дело в том, что каждый палец управляется своим отделом мозга, и если у младенцев эти отделы активизируются одновременно (ребёнок хватает предмет всей ладошкой), то переход на управление каждым пальцем по отдельности означает правильное и гармоничное развитие мозга и ребёнка.

Как ещё можно помочь ребёнку сформировать пинцетный захват? Конечно при помощи игры. Даже если малыш не любит пачкать пальчики едой, как было у нас с Андреем, то от весёлой игры он точно не откажется.

Наши фавориты из игр для пинцетного захвата - пчелки в сотах и червячки в яблочке. Преимущество этих игр в их универсальности - развитие мелкой моторики с возможностью усложнения задания, можно изучать в процессе цвета и учиться соотносить цвет пчелки с цветом соты.

Это фотография нашей игры, сохранили для второго ребёнка.
Это фотография нашей игры, сохранили для второго ребёнка.

Пчелки в улье.

Как же мы играли в пчелок.

1. Всё пчелки в улье. Андрей сидит у меня на коленях спиной ко мне. Беру руку сына в свою и подношу к соте. Задача Андрея в этот момент захватить пчелку. Как только он успешно справился с первой пчелкой, переходим ко второй. Далее предлагаем ребёнку провести все манипуляции самостоятельно.

2. После того, как ребёнок научился успешно доставать пчелок, предлагаем поселить их обратно в соты. Для этого я так же брала руку сына и помогала захватить пчелку и донести до соты. Так как тогда Андрей ещё не знал цвета, то главным критерием было просто успешно захватить, донести и положить пчелку в соту.

3. Когда ребёнок уверенно овладел навыком, можно усложнить задачу - предложить доставать и складывать пчелок при помощи инструмента - пинцета, обычно он идёт в наборе с игрой.

4. После того, как ребёнок освоил пинцетный захват и при условии, что уже знает цвета, можно предлагать играть так: сортировать пчелок по цветам, доставать или складывать пчелку определённого цвета по вашей просьбе.

Таким образом игра в пчелок была актуальна для нас с Андреем с года и до двух с половиной лет.

Червячки в яблочке.

Игра в червячков похожа на предыдущую, но её сложность - маленькие отверстия.

1. Сложить всех чеврячков в отверстия. Пинцетный захват уже освоен, поэтому тренируем координацию рук - сложнее попасть в маленькое отверстие, нужно больше сосредоточеености и более тонкая работа пальчиков.

2. Вытащить чеврячков при помощи инструмента - палочка с магнитом на конце, идёт в наборе с игрой. Внимание, играть строго под присмотром родителя, во избежание засовывания палочки в рот! Сложность данной манипуляции для ребенка, что фактически он управляет и рукой, и предметом в пальчиках, а значит прилагает больше усилий. Играть мы начали сыном в полтора года, вскоре он освоил ложку и стал есть самостоятельно, так как уже на тренировался манипулировать предметом в руке.

Есть много других вариантов представленных игр, их можно даже сделать самостоятельно из подручных материалов. Я обязательно покажу, как можно сделать игру для формирования пинцетного захвата самостоятельно из того, что есть в каждом доме.