В средние века кошек заводили в основном лишь в практических целях. Усатые питомцы спасали урожай зерновых от грызунов. Однако и в древности отношения хозяев и их кошек, как и в наше время, зачастую были нежными.
К концу средних веков уже можно найти множество примеров, когда коты содержались в качестве просто компаньонов. В любом случае до наших дней дошло множество документов, касающихся темы усатых питомцев.
В церковь с котами нельзя
Если судить по древним бумагам, в раннем и высоком средневековье содержание кошек просто в качестве любимцев церковью не поощрялось. Считалось, что кошка в доме, не приносящая практической пользы — это лишь пустая трата пищи. Священнослужители рекомендовали вместо содержания кошек или собак раздавать лишнюю пищу бедным.
Также сохранились рекомендации в отношении того, чтобы люди не приносили кошек и других животных в церковь.
Однако, в отличие от других питомцев, к кошкам в раннем и высоком средневековые священнослужители, несмотря на распространенное мнение об обратном, относились более менее лояльно. К примеру, в Акрене Виссе (тайном руководстве для монашек), написанном в начале 13 века, давалась такая рекомендация:
Если только нужда не вынуждает вас, мои дорогие сестры, и ваш наставник не советует, вы не должны держать никакого животного, кроме кошки… Если же кому-то нужно содержать одну, пусть он следит, чтобы она никому не досаждала и никому не причиняла вреда, а также за тем, чтобы его мысли были заняты Богом, а не кошкой.
Кошки и любовные дела
Писали о домашних животных в средние века, конечно, и светские авторы. Мужчины в древности содержали в основном только собак. Содержать кошку представителю сильного пола считалось не слишком мужественным.
Однако во французском сборнике «Евангелие прялки», опубликованном в 1480 г, указывается, что парень не должен ненавидеть кошек, поскольку они доставляют радость и к тому же кошка может помочь парню достичь цели с дамой в любовных делах.
Ткнуть носом в украденное
Также в «Евангелие прялки» дается совет, как не допустить того, чтобы кошка сбежала из дома. Животное надлежало трижды повернуть вокруг крюка, а затем потереть его лапы о стенку дымохода.
Такой совет имел под собой серьезную основу. Кошки в средние века стоили дорого. Хороший кот-мышелов мог продаваться по цене трех коров. Ленивый стоил 1.5 коровы. На Руси кошка стоила трех резвых скакунов и стада баранов. И потерять кошку, конечно, было серьезной утратой.
С кошками в средние века были связаны и некоторые приметы. Считалось, что «если кошка сидит на окне, лижет свой зад и трет ухо, от стирки лучше воздержаться, так как скоро пойдет дождь».
Если кот что-то воровал со стола, его рекомендовалось трижды ткнуть носом в украденное, чтобы отучить от этой привычки.
Почаще гладить и не обрезать усы
Альбертус Магнус, философ XIII в. в книге «О животных» дает советы по содержанию, в том числе и кошек. Котов Магнус советует почаще гладить, поскольку эти животные любят человеческие руки и от ласки становятся игривыми.
Также Альбертус в своей книге рекомендует«обрезать котам уши, чтобы в них не попадала ночная роса». Кроме того,он советует ни в коем случае не обрезать кошкам усы, поскольку они из-за этого «теряют свою смелость».
Как бы там ни было, к кошкам в средние века под влиянием церкви все же относились настороженно. Черные коты долгое время и вовсе считались колдовским атрибутом. Но уже ближе к эпохе Возрождение предвзятое мнение о кошках начало постепенно сходить на нет. В конечном итоге усатые стали одними из самых любимых домашних животных знати.
Знатные дамы баловали своих питомцев, холили их и лелеяли. А вскоре в мире появилось и множество разных популярных, выведенных искусственно пород.
Если статья понравилась, ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал