Часто сталкиваюсь с раздраженным: "Чего эти учителя ноют, когда можно зарабатывать репетиторством?" И я все никак не могу понять, кто все это пишет.
У этих людей есть дети? Этих людей устраивает, что их детей учат перерабатывающие педагоги? А репетиторство - это, конечно, переработки. Чтобы получить нормальную прибавку к зарплате, надо взять побольше часов. Плюс на каждый час занятия по-хорошему тратится почти столько же времени на подготовку. И в этом смысле, кстати, час работы вольным земплепашцем стоит не так уж и дорого. Да и труд этот, конечно, совсем не лёгкий. А учитывая, что и на основной работе нагрузки огромные, мало кто работает меньше, чем на полторы ставки, то и вовсе непонятно, как вообще держится, чем жив педагог.
Или, говоря о прелестях репетиторства, люди имеют в виду только его, а школу нужно просто послать к черту. Тем более многие учителя так и делают, сформировав хорошую клиентскую базу. Но опять непонятно. Это бездетные поддерживают такое развитие событий? Или родители, забравшие детей на семейное? Не могут же среднестатистические матери и отцы (со среднестатистическими же модальными зарплатами) считать нормальной ситуацию, когда люди идут работать в школу на пару-тройку лет чисто перекантоваться? Понимают же люди, что с таким настроем педагоги не будут особенно в детей вкладываться даже эти 2-3 года? Нет, конечно, если человек знает предмет и вообще не бестолочь, он не будет специально плохо учить, но и переживать он нисколько о судьбе своих учеников не будет. Это, вообще говоря, не трагедия, но в свете, когда у нас в то же самое время от учителя все ждут какого-то невероятного энтузиазма, благословение педагога на работу на стороне выглядит как минимум странно.
Или все дело в злорадстве? Все дело вот в этом обывательском "А чего это они до двух часов отработали и домой?" У нас ведь почти все перерабатывают. Причем перерабатывают, что самое обидное, не ради каких-то огромных денег, а ради того, чтобы закрыть минимально базовые потребности. Это, черт возьми, озлобляет. И вот человек брюзжит: "Как потопаешь, так и полопаешь", "Крутиться надо", "За просто так денег никому не платят", "А мы вот пашем". Ну то есть человеку жизненно важно, чтобы все остальные нахлебались дерьма, как он сам, а то нещитово. Но опять же если вернуться, к тому, что у человека, допустим, дети, то... Назло маме отморожу уши - получается.
К слову, последний тип и среди педагогов встречается. Как запряжется человек во все тяжкие (две ставки в школе, десяток учеников на дому, десяток в Скайпе), так начнет ещё на менее расторопных коллег смотреть презрительно - неудачники, дескать, лодыри, не хотят шевелиться, только жаловаться могут. Потом правда, выясняется, что детям таких учителей-стахановцев тоже нужны репетиторы, а чаще ещё и психологи, но это уже как бы неважно.
В общем, любопытный феномен. Удивительно мыслит народ.