Сегодня речь пойдёт о случае, который никогда широко не освещался, ведь вождь народов не мог допустить, чтобы о глупой ситуации, в которую он попал, узнали в мире. Мало кто знал, что Страна Советов чуть не потеряла своего лидера в самый напряжённый момент - в разгар битвы за Москву. Конечно, если бы Сталин попал в плен к немцам, удар по боевому духу войск был бы сравним с таковым при оставлении какого-нибудь крупного города, ведь солдаты шли в атаку с именем вождя на устах. Каким же образом Сталину удалось спастись?
Как и когда Сталин ездил на фронт
Во время войны, главы государств часто отправляются на фронт к своим солдатам, чтобы поднять их боевой дух, провести инспекцию, или просто лично ознакомится с ситуацией «в поле». Так делали с незапамятных времён, не обошло стороной это веяние и Великую Отечественную. Широко известны поездки Гитлера и Муссолини в Брестскую крепость, зажигательные выступления фюрера перед бойцами вермахта на ленинградском направлении. Но почему же мы так мало знаем о поездках на фронт тогдашнего руководителя нашей страны?
Благодаря мемуарам деятелей сталинской эпохи, в том числе Хрущева и маршала Жукова, у многих сложилось впечатление, что во время войны Сталин безвылазно сидел в кремле, никуда не выезжал и командовал войсками исключительно при помощи военных карт и своих помощников. Это, конечно, неправда. Иосиф Виссарионович, пусть нечасто, но всё же ездил на фронт, но эти поездки были глубоко засекречены и Сталин не посвящал в свои планы даже ближайших приближенных, опасаясь шпионов. Не рассказывали об этих поездках и в новостях. Такая секретность имела смысл: нетрудно догадаться, что если бы немцы узнали про то, что их главный враг находится на фронте, прямо у них под носом, то очень сильно захотели бы захватить или убить Сталина. Но один раз, по случайности, немцы чуть было не добрались до главы советского государства.
Роковая поездка
Был ноябрь сорок первого года, шла тяжёлая битва под Москвой. В этих условиях Красная Армия всё больше применяет ставшие легендарными БМ-13 «Катюша». Сталин тогда был заинтригован поражающей боевой эффективностью новейшего оружия и захотел сам посмотреть на «Катюш» в бою. В обстановке строжайшей секретности, вождь народов выехал в шестнадцатую армию, которой командовал известный Константин Рокоссовский. Эта армия тогда вела тяжёлые бои на северо-западных подступах к Москве, чуть восточнее Волоколамска.
Чтобы посмотреть на боевую работу «Катюш», Сталин прибыл на позицию недалеко от деревни Скирманово. Передвигался вождь кортежем из двух машин: бронированного «Packard» и нашей «М-1», автобус с охраной решили не брать с собой из соображений секретности и конспирации. «Катюши» не подкачали, хорошо отработали по целям и поразили много немцев. Но, по всем правилам, после нанесения удара, артиллерию нужно переместить в другое место, чтобы противник в свою очередь не ударил по ней. «Катюши» быстро собрались и умчались с позиций, а про Сталина все забыли из-за суматохи. Этот момент очень показателен, виден высокий профессионализм наших артиллеристов: даже если Сталин смотрит, они в первую очередь выполняют боевую задачу, а уже потом заботятся обо всём остальном. Решение сменить позицию было верным: через несколько минут начался ответный немецкий артобстрел.
Пришлось сталинскому кортежу выбираться своими силами в гордом одиночестве. В ноябрьском снегу тяжёлый «Паккард» быстро застрял и Сталину пришлось пересесть в «Эмку», но и та вскоре остановилась. Произошло, казалось бы, немыслимое: сам вождь народов вместе с простыми водителями стал толкать машину. А на горизонте появилась эсесовская кавалерия. Пешим людям в заснеженном поле было бы проблематично спастись. Страшно подумать, что могло бы случиться, попади Сталин в плен к конным эсесовцам.
Спасся Сталин самым настоящим чудом. Совершенно случайно, по дороге проезжали три танка. Это были «Тридцатьчетвёрки» под командованием лейтенанта Лавриенко. Увидев танки, немцы не рискнули нападать, ведь у кавалерии не было противотанкового оружия. Танки взяли машины на буксир и оттащили их с опасной территории. Так вождь Страны Советов побывал на волоске от гибели в решающий момент войны.