Рассказываю, в каких случаях я соглашусь рекламировать косметические средства даже без апробации на себе, а в каких - отказываю сразу.
Не так давно мы с коллегами опубликовали статью (научную, в смысле, а не вот эти вот мои заметки) на тему, можно ли собирать грибы и ягоды на рекультивированных угольных отвалах. Каюсь, похвалилась я этим в одной из соцсетей. И буквально через несколько дней пишет мне менеджер одной компании, производящей косметику. Ну, как вы уже поняли, все насмерть натуральное и экологически чистое.
-Мы, - пишет дЕвица-менеджер, - узнали, что вы есть большой ученый, и хотим пригласить вас выступить экспертом по нашей косметике! Вам - выгодное вознаграждение, а нам - экспертное мнение.
О, думаю, интересно как! Такого мне еще не предлагали. Вообще-то я не химик. Наверное, они хотят предложить мне оценить результаты исследований. А я как раз валяюсь на лечении в Новосибирске и располагаю некоторым запасом свободного времени.
- Прекрасно, - говорю. - Давайте обговорим вознаграждение и присылайте мне результаты РКИ
Предупреждаю, сейчас будет многабукф, хотя постараюсь покороче.
РКИ - Рандомизированные контролируемые исследования являются золотым стандартом в оценке влияния каких-либо вмешательств (процедур, препаратов) на здоровье человека.
Это означает, что выпуская новый препарат, компания-производитель должна проверить как эффективность, так и безопасность своего продукта проведя рандомизированное контролируемое исследование (РКИ).
На схеме показана пирамида доказательности. Как видите, РКИ занимает первое место в этой иерархической системе.
Расшифруем термины:
Контролируемое – означает, что в исследовании обязательно будет две группы - экспериментальная и контрольная, получающая т.н. плацебо (например, обычную воду вместо мицеллярной)
Рандомизированное – означает, решение о том, в какую группы попадет тестируемый не знает ни сам тестируемый, не тот , кто проводит эксперимент. Т.е. случайным образом.
Случайный отбор кандидатов крайне важен, поскольку в противном случае, если мы предоставим пациенту или врачу выбирать, в какую группу поместить участника исследования, это может сильно исказить полученные результаты. Благодаря рандомизации можно исключить всяческую предвзятость и сделать группы максимально однородными: по полу, возрасту, состоянию здоровья и т. д., чтобы сократить количество искажений результатов исследования от посторонних факторов до минимума.
К сожалению, в настоящее время даже в медицине полно препаратов и методов лечения с недоказанной эффективностью и безопасность, а уж что говорить о косметологии.. Представляете с каким энтузиазмом я хотела ухватиться за это предложение? Ну, наконец-то, хоть кто-то, ну хоть как-то! Да пусть не экспертом, пусть даже тестируемым, я была готова!
Наивная я, наивная!
- А что такое РКИ? - удивилась девочка. - Мы таких не знаем. Мы вам просто пришлем набор косметики, вы ее будете пробЫвать (орфографию сохраняю), а потом напишете, какая она действенная, натуральная и экологически чистая! А потом будете ее рекламировать своим читателям, а за тех, кто придет по вашему промокоду, получите денежку. А читатели - скидку!
Все с вами ясно... - подумала я. А у девушки ехидства ради, поинтересовалась, откуда я узнаю, что все такое натуральное и экологически чистое?
-Так на упаковке же написано! - удивляется девушка. - Состав прочитаете, и все. Знаете, сколько у нас всего полезного? И даже мед не простой, а биодинамический!
Показать как я ору с этого термина? Смотрите:
- А почему тогда вы меня называете меня экспертом? - устало спрашиваю я. - Это же не экспертная оценка. Просто мнение пользователя.
-Ну так вы же наукой занимаетесь, все грамотно оцените. А нам важно мнение уважаемых людей! - получаю я ответ.
Надо ли говорить, что я отказалась? Отказалась именно потому, что я занимаюсь наукой и знаю, как на самом деле должны проводиться экспертные заключения. И я знаю, сколько платят за настоящую экспертизу и даже за простое участие в РКИ. Баночкой крема здесь не откупишься.
А многие - не отказываются. Мажут на себя, рекламируют и тешат свое самолюбие, что теперь они - эксперты. Нет, дорогие мои, вы не эксперты - вы обыкновенные подопытные. И опыт этот не научный, и совершенно бесконтрольный.
Так что нет. Вот если штаны какие-нибудь предложат рекламировать или стулья, подумаю. А так - мы в это не лезем, и вам не советуем!
Опять злопыхательски вышло. Прастити.
Всем добра! Ваша Михална
Напоминаю, что лайки и комментарии дают жизнь каналу, который очень не любит ДзЭн.
Еще почитать на эту тему: