Шок. Оцепенение. Страх.
После пережитой травмы это остаётся внутри, на уровне эмоций и на уровне тела
Вот какой вопрос задаёт участница интенсива:
"Так, в цепочке чувств, связанных с насилием и непосредственной угрозе жизни и здоровью, с физической болью и повреждением есть бесконечный, животный, затапливающий страх, который прекрасно при подробных воспоминаниях (и желании) воспроизводится примерно на том же уровне - и что с ним, спрашивается, делать?"
Травма это ошеломляющий перегружающий опыт.
И чтобы справиться с этим, человек может отщепить часть себя, которая так и остаётся оцепеневшей и застывшей от ужаса. Остальные чувства - гнев, боль, глубокая печаль тоже там. Но к ним нет доступа, потому что всё перекрывает страх и оцепенение.
Этот ужас периодически "догоняет" в настоящем:
Прорывается через защитные механизмы и накатывает в определенные моменты. Например:
- Когда что-то извне стало триггером. Напомнило травму. Звук, запах, чей-то тембр голоса.
- В моменты, когда человек собирается делать что-то новое, чего раньше не делал. Этот холодный липкий страх берется из ниоткуда и тормозит
- В моменты, когда человек мог бы порадоваться и почувствовать удовольствие, вдруг страх "вмешивается" и портит удовольствие.
Конечно, это мешает.
Мешает жить, наслаждаться жизнью, достигать целей.
И конечно, с этим важно работать.
После травмы целое разделилось на части, и между этими частями нет интеграции.
Этот ужас перегружающий, и поэтому он отдельно от всего остального. Он слишком большой, слишком сильный.
Поэтому человек прикладывает много сил чтобы не встречаться с ним, держать его отдельно. Но он накатывает в моменты, когда можно чувствовать удовольствие, можно ставить цели и двигаться к ним. И блокирует эти процессы.
Страх призван выполнять защитную функцию, оберегать от опасности. Но в данном случае он слишком сильный.
Если я однажды обожглась о горячий утюг и с тех пор осторожна с утюгами - это защитная функция.
Но если при взгляде на любой утюг даже в магазине бытовой техники у меня земля уходит из-под ног и сводит живот - то это уже будет мешать.
"Ничего не хочу, ничего не могу начать, бросаю едва начатое, застываю как будто в оцепенении".
Конечно, человек не всегда 24 на 7 так себя чувствует. Он может вести вполне себе активную жизнь, но этот ужас и страх периодически может подниматься из глубин бессознательного и вторгаться в сегодняшнюю реальность.
Как с этим быть?
Осознавать, восстанавливать безопасность, соприкасаться с этим и по частям давать этому выход, интегрировать и возвращать к жизни эту оцепеневшую часть себя.
Без фанатизма, без сверхусилий, без того чтобы проламывать сопротивление и заставлять себя.
Наоборот, бережно, мягко, с поддержкой и любовью. Это критически важно. Иначе, если себя заставлять и ломать, вместо помощи будет ретравматизация.
Мы работаем с этим в интенсиве "Психотравма".
Это тема первых двух дней. Именно поэтому мы начинаем с восстановления системы поддержки и контакта с отделенной частью себя.
И еще важный момент про интенсив.
Интенсив живой.
Это значит что я вас слышу, обращаю внимание на ваши запросы и вопросы и адаптирую материал интенсива, чтобы он был максимально полезен.
Я могу добавить дополнительные практики, что-то пояснить, что-то учесть в уроках (потому что я их пишу по мере движения по интенсиву, и обязательно смотрю на запросы и реакции участников).
Сегодня вечером я отправлю письмо всем, кто уже оплатил интенсив и ждет его начала - чтобы собрать больше информации о ваших потребностях, запросах. Увидеть, какие темы нужно раскрыть подробнее, на чем сделать акценты.
Мы стартуем уже совсем скоро, в понедельник 21 ноября.
Если актуально разобраться со своими психотравмами и их последствиями - присоединяйтесь. Все подробности и варианты участия тут https://veronikakraynova.com/pt
Если вы читаете этот пост после того как интенсив стартовал, Вы также можете его приобрести и участвовать в своем индивидуальном темпе и с моей поддержкой.
Друзья, если есть еще вопросы, на которые Вы хотели бы получить ответы, пишите в комментариях. Еще есть время до начала интенсива поговорить об этом.