История Советского Союза богата на абсолютных героев и абсолютных злодеев, но присутствуют в ней и такие "персонажи", которых можно рассматривать как «неопределившиеся»…
Начальник Политуправления РККА
В начале 1930-х годов в Советском Союзе организация всей системы партийной и политической работы в армии и на флоте советским высшим руководством придавалось огромное значение. В 1929 году начальником Политического управления, имеющим опыт ответственной партийной работы, стал Я. Б. Гамарник, который пользовался уважением и среди личного состава Красной Армии и среди политических работников. Данный факт неоднократно отмечали даже его недруги и враги, утверждая, что в армейских кругах слова Гамарника многими воспринимались как закон, и в Политическом Управлении РККА его авторитет был непререкаем.
А бывший помощник Гамарника бригадный комиссар Носов отмечал: « Я не помню ни одного случая, чтобы начальники управлении или командующие войсками, являясь несогласными с его решением по тому или иному вопросу, пытались обжаловать это решение перед народным комиссаром. Все восхищались его остроумностью и проницательностью, и в пример другим ставилась его личная скромность».
Неожиданному появлению репрессивных акции против начальствующего состава Красной Армии предшествовало создание соответствующей атмосферы классовой нетерпимости и всеобщей подозрительности. Однако отметим, что руководство Политического управления Красной Армии понимало губительность такого подхода для советских вооруженных сил, могущего подорвать авторитет начальствующего состава среди красноармейцев.
И в 1930 году Гамарник выступая на партийной конференции Балтийского флота разъясняя данную ситуацию, сказал что в красной армии нет классовой борьбы и не может быть, поскольку, Красная Армия и флот это орудие пролетариата. В целом, согласно архивным документам Гамарник до 1937 года был против проведения репрессии.
"Больная душа" Я. Б. Гамарника
В соответствии с постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР в ноябре 1935 года Гамарник единственный был удостоен нового воинского звания «армейский комиссар 1-го ранга». Казалось, на первый взгляд всё более чем хорошо. Но увы, у главного комиссара Красной Армии «болела душа», поскольку в начале 1920-х годов он на протяжении определенного времени разделял взгляды Л. Д. Троцкого по некоторым вопросам, и об этом, имелись соответсвующие записи в его регистрационно-учётной карточки члена ВКП(б). И он прекрасно понимал, насколько непрочно и зыбко его положение.
А когда «грянул» февральско-мартовский пленум ЦК ВКП(б) 1937 года, Гамарник начал «искупление» перед Иосифом Сталиным и партией, молча принося компетентным органам требуемые им «жертвы». Несмотря на то, что основания бывали самые нелепые, начиная от обсуждения стахановских стимулов и заканчивая мнением о построении социализма административным путём, но и они действовали на Гамарника безотказно. Но такое верноподданническое усердие в те опасные месяцы уже не могло спасти армейского комиссара 1 ранга Красной Армии и его гибель была делом времени.
Вторая половина мая 1937 года для Гамарника ознаменовалась сначала получением известии об аресте маршала М. Н. Тухачевского, а потом необходимостью присутствия на заседании Военного совета намеченного на 1июня, для обсуждения наличия троцкистского заговора в Красной Армии.
Но непосредственно 1 июня 1937 года в центральных газетах Советского Союза появилась заметка: «Бывший член ЦК ВКП(б) Я. Б. Гамарник, запутавшись в своих связях с антисоветскими элементами и, видимо, боясь разоблачения, 31 мая покончил с собой». А спустя пару месяцев : «Гамарник-злейший враг народа, троцкист, шпион и бандит долгое время творил своё черное дело контрреволюции в стране».
#наука #история # сталин #советский союз #сталинские репрессии