Экспансия СССР в Афганистан имела своё «не женское лицо». Безжалостные оккупанты врывались в кишлаки, оставляя после себя школы, заводы и дороги.
В перечень последствий вторжения можно внести более 200 промышленных объектов, ГЭС, газопровод, аэродромы, домостроительный комбинат, асфальтобетонный завод, автодорогу и туннель Саланг. Кабул был изуродован целым микрорайоном современных многоэтажек. В каждом населённом пункте появилась больница. А кабульский Политех, на удивление, принимает студентов до сих пор.
Естественно, «весь демократический мир» считал своим долгом остановить «вероломных русских». Для противодействия захватчикам были привлечены вожди горных племён, тут же переименованные в лидеров политических партий. Таких «партий» в Афганистане нашлось семь, чего достаточно для создания демократической системы по западному образцу. Именно эти партии были призваны мобилизовать свой электорат ряды моджахедов, готовых отдать жизнь за Аллаха из Вашингтона.
Для организации базы снабжения был выбран Пакистан.
Немаловажную роль сыграло и то, что Пакистан имел давние территориальные споры с Афганистаном. Уже в конце января 1981 года в Пакистане был открыт филиал зарегистрированной в Лихтенштейне фирмы «Monte Franco Scandinabia Est.», при посредничестве которой в Пакистан «в частном порядке» прибыли инструкторы из США и Великобритании. Обеспечение моджахедов финансовыми средствами, вооружением и боеприпасами от имени ЦРУ осуществляла межведомственная разведка ISI.
Система снабжение моджахедов вооружением состояло из трёх этапов.
За первый этап было ответственно ЦРУ. Оно доставляло вооружение в Пакистан.
За второй этап отвечала межведомственная разведка ISI. Она принимала груз в Пакистане, складировало его и передавало исламистам под Пешаваром.
За третий, завершающий этап, несли ответственность исламские партии, они же занимались распределением оружия по своим полевым командирам.
Было установлено шесть главных маршрутов для доставки. Офицер логистики ISI держал на полном контроле движение грузов, распорядок прибытия кораблей, самолётов, железнодорожных составов. Находил необходимый транспорт и следил за тем, чтобы не допустить утечки информации.
Места закупок вооружения определяли спецслужбы США. Для доставки вооружение и боеприпасов до афганской границы, ЦРУ были приобретены сотни грузовиков. Моджахеды нуждались в транспорте, к которому было необходимо ещё и горючее. Расходы возрастали с покупкой или наймом тысяч вьючных животных, которых нужно было кормить и где-то содержать.
Таким образом, стоимость доставки грузов только из Пакистана в Афганистан в 1987 году обходилась около 1,75 миллионов долларов в месяц, что по тем временам – дикие деньги. И если в 1983 году по данным маршрутам снабжения проходило около 10 тысяч тонн оружия и боеприпасов, то к 1987 году поставки выросли до 65 тысяч тонн в год.
Сейчас трудно сказать, благодаря чему Афганистан обрёл свободу и сумел вернуться в первобытную эпоху. Удачно выстроенная логистика в горах или неудачно проведенная перестройка в Москве, позволила афганскому народу погрузиться в процесс конкурентной борьбы друг с другом. Главное, что процесс этот стал абсолютно гармоничным и не управляемым из вне. А невидимая рука рынка сумела привлечь население к наиболее простой и прибыльной деятельности. И даже научила самостоятельно выстраивать логистику транспортировки наркотиков и набегов на соседние племена.
Что касается благородной западной помощи, то это другая история, которую все видели. Особенно запомнилась логистика всеобщей эвакуации, при которой «полезных идиотов» просто бросили. Впрочем, наверное, так и было задумано.
Если вам понравился этот материал и хотите получать уведомления о новых, подпишитесь на канал N.Trans Lab Не забудьте подписаться на наш канал в Яндекс Дзен
Больше тематических материалов вы найдете на других наших ресурсах:
- Телеграм
- Вконтакте
- YouTube