Найти в Дзене
Alebrio

​У нас — передвижники, во Франции — импрессионисты. В чём их картины были схожими, а в чём различались?

Оглавление

Импрессионисты и передвижники внесли огромный вклад в живопись, по большому счёту их стремление к новаторству, отказ от традиционного классицизма и салонной живописи способствовал становлению нового взгляда на искусство, не всегда приветствующего консервативной публикой в то время, но впоследствии оценённого по достоинству. В этой статье мы постарались разобраться, что общего было у русских передвижников, таких как Репин, Перов, Федотов, Крамской, Ярошенко, Гё и других, и французских импрессионистов — Клода Моне, Эдгара Дега, Ренуара, Тулуза-Лотрека и в чём их различие.

В чём схожесть передвижников и импрессионистов?

1. Время. Передвижники и импрессионисты организовали свои первые выставки приблизительно в одно время  — 1870 годы. Именно картина Клода Моне «Впечатление» показанная на выставке импрессионистов в 1874 году — художник написал её двумя годами ранее, и дала имя новому направлению в живописи. Кстати, «импрессионисты» поначалу было презрительно-насмешливое название художников, пишущих в подобной манере, данное им французским журналистом Луи Леруа. Знал бы он, что в итоге «импрессионист» будет звучать гордо.

​Пьер Огюст Ренуар. Девушки в чёрном.
​Пьер Огюст Ренуар. Девушки в чёрном.

Ну а передвижники — это сообщество русских художников, которые решили организовывать выставки своих картин во всех российских городах, строили свою деятельность на кооперативных началах и черпали вдохновении в изображении жизни простого народа, а заодно и в идеях народничества.

2. Противопоставление академизму. И импрессионисты, и передвижники всегда противопоставляли свои работы академической живописи — костной, использующей устаревшие приёмы, техники и сюжеты. Именно против засилья академизма в Академии художеств протестовали 14 её выпускников — знаменитый бунт четырнадцати под руководством Ивана Крамского. Передвижники хотели писать на современные темы, брать сюжеты из жизни, а не с древнегреческих мифов. Импрессионистам также не хотелось работать в скучной академической манере, они искали новые пути реализации своих творческих идей и с блеском нашли их.

Абрам Архипов. Прачки.
Абрам Архипов. Прачки.

3. Париж — центр живописи в конце XIX-начале XX века. Париж во второй половине XIX века — лучший город для художников. Понимали это и русские, потому вместо Италии приезжали в этот город, знакомиться с новаторскими течениями и учиться писать по-новому. Илья Репин, Иван Крамской, Василий Перов — лишь небольшой список русских художников, открывших для себя этот город и парижскую живопись. Они учились работать на пленэре, писать свет и световоздушную среду, учитывая все творческие находки парижских импрессионистов.

Виктор Васнецов. Балаганы в окрестностях Парижа.
Виктор Васнецов. Балаганы в окрестностях Парижа.

4. Предпочитали портреты и жанровые сцены. И импрессионисты, и передвижники терпеть не могли напыщенные заказные салонные портреты и если им приходилось писать их, то лишь исключительно ради заработка. Другое дело портреты для души, ради реализации творческих идей. И тут уж писали не только богатых купцов и аристократов. Передвижники изображали людей из народа, а импрессионисты восхищались красотой девушек и женщин, или как Эдгар Дега — невесомых, воздушных балерин, всецело увлечённых танцем. Правда, передвижники основной акцент делали на психологизм и глубину образов, а импрессионисты — на внешность и световоздушную среду, им интереснее было показать, как свет ложиться на прелестное женское личико, а не отображать все переживания своих моделей.

Пьер Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари
Пьер Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари

5. Работа на пленере. И импрессионисты, и передвижники любили работать на пленэре — только на природе можно достоверно передать все особенности солнечного освещения, реалистично выписать тени.

Исаак Левитан. Сумерки. Стога.
Исаак Левитан. Сумерки. Стога.

Да и наши пейзажисты Левитан, Шишкин и Саврасов предпочитали писать именно на пленере, без всяких фотографий, зарисовок на скорую руку и последующего доведения пейзажа до совершенства в художественной мастерской. Да и как можно проникнуться красотой русской природы, если не видишь её вживую? Наши пейзажисты это прекрасно понимали, возможно, потому и создали свои шедевры.

Чем передвижники и импрессионисты различались?

1. В отношении к жизни и национальных характерах. Французы — отчасти народ легкомысленной, они и писали в подобной манере — не задумывались насчёт душевных терзаний своих персонажей, поиска скрытых смыслов, а просто восхищаясь красотой. А нас на первом плане именно душевность, глубина, поиск ответов на извечные русские вопросы заданных ещё Достоевским и Толстым. Картины передвижников более психологичны, рефлексивны и серьёзны, обличают пороки общества, отдают предпочтение красоте внутренней перед физической.

Василий Суриков. Сибирская красавица.
Василий Суриков. Сибирская красавица.

2. В поставленных задачах. Импрессионисты не задавались целью исправить общество, для них социальные проблемы и философские вопросы бытия отходили на второй план. Зато писали радость жизни и красоту.

Завтрак на траве.
Завтрак на траве.

Дега, например, создал свыше полутора тысяч полотен, посвящённых балеринам, совершенно не задумываясь об их тяжёлом труде, и риске оказаться за бортом жизни в случае какой-либо травмы, обычной для танцев и постоянных тренировок, хотя и ничего не приукрашивал, занимая позицию отстранённого наблюдателя. Важно не что написано, а как — для импрессионистов живопись в своём чистом виде важнее формы и композиции.

Эдгар Дега. Танцевальный класс.
Эдгар Дега. Танцевальный класс.

Передвижники же били в набат, заостряли внимание на социальной несправедливости или сатирически высмеивали её как Василий Перов.

Василий Перов. Сельский крёстный ход на Пасху.
Василий Перов. Сельский крёстный ход на Пасху.

Именно исправление общества они и считали своей сверхзадачей, на первом плане — сюжет и композиция, а какие-то чисто художественные приёмы нужны были, чтобы ещё более точно выразить общую мысль художника.

3. Техника картин. Импрессионисты писали мелкими мазками, без особого внимания к деталям, стремясь передать общее впечатление от картины, часто в ущерб прорисовке и формам.

Эдуард Мане. Кабачок.
Эдуард Мане. Кабачок.

Передвижники ставили задачи социальные и решить их мог только реализм, близкий к натурализму, потому и приходилось тщательно изображать все мелкие детали и писать чёткие формы.

Владимир Маковский. В ресторане
Владимир Маковский. В ресторане

4. В частоте использования чёрного цвета. Импрессионисты практически не использовали в своих работах чёрный цвет. Его мало в природе — значит, должно быть мало в и живописи. А вот передвижники чёрный цвет писали очень много, некоторые их картины выполнены в мрачных тонах и тут без гнетущего чёрного никак не обойтись.

Илья Репин. Отказ от исповеди перед казнью.
Илья Репин. Отказ от исповеди перед казнью.

5. В общественном признании. Первые работы импрессионистов подвергались жестокой критики и насмешкам. «Бессмысленная мазня ленивых художников, которым лень подолгу работать над своими картинами» — вот типичная реакция художественных критиков на первые картины импрессионистов.

Василий Перов. Русская Тройка.
Василий Перов. Русская Тройка.

У нас же работы передвижников приняли благосклонно, публика и критика были в восторге, недовольство выражали лишь приверженцы академизма и художники, всю жизнь писавшие в этом направлении. Нельзя не учитывать и вклад Третьякова в поддержку передвижников — он часто покупал их картины, которые больше никому не были нужны поскольку богатые люди, которые могли заплатить хорошие деньги, предпочитали мастеров академизма и салонные портреты. А вешать хоть и гениальную, но совершенно не декоративную «Русскую тройку» Перова в гостиной и показывать её всем пришедшим гостям — нет уж, увольте, подавайте нам картины Вильяма Бугро.

Спасибо что дочитали до конца, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.

​«Испортил все выставки своими пошлыми картинами». О художнике-передвижнике Николае Бодаревском.
ArtAlebrio10 октября 2023
Почему так зажигательно пляшет чиновник на картине «Шутники» Иллариона Прянишникова, хотя ему совсем не весело?
ArtAlebrio11 ноября 2023

Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.