США и Франция начали новый процесс интернационализации проблемы Нагорного Карабаха. Позиция Еревана также начала меняться.
Париж и Вашингтон почти одновременно предприняли шаги, которые могут серьезно изменить перспективы подписания предстоящего мирного договора между Азербайджаном и Арменией.
- Сенат Франции 295 голосами принял резолюцию в поддержку Армении и Нагорного Карабаха.
"Правительство Азербайджана обязано принять меры по защите армянского населения и армянского религиозного и культурного наследия в соответствии с Конвенцией о запрете всех форм дискриминации от 4 января 1969 года",
- говорится в резолюции.
Также предлагается ввести санкции против Азербайджана за "агрессию" в сентябре 2022 года, открыть гуманитарный офис в Нагорном Карабахе, рассмотреть вопрос о признании республики и разместить международные миротворческие силы на границе Армении и Азербайджана.
В свою очередь, Филипп Рикур, специальный посланник США по переговорам на Южном Кавказе, выступая на слушаниях в комитете по иностранным делам Сената США, неожиданно заговорил о Минской группе ОБСЕ в связи с карабахским урегулированием.
По его словам, Минская группа ОБСЕ "не функционирует, но мандат, цели остаются". Более того, США, которые в последнее время начали активно общаться с Баку и Ереваном, позиционируют себя не как отдельного независимого "игрока", а обозначают свое участие в миротворческом процессе именно как один из сопредседателей этой группы, деятельность которой, по словам Рикора, "сохраняет свою полезность".
С формальной точки зрения может показаться, что французский шаг не имеет политической перспективы. Напомним, что в ноябре 2020 года Сенат Франции принял резолюцию, призывающую Париж признать Нагорный Карабах. Однако и Министерство иностранных дел Франции, и президент Эммануэль Макрон тогда отвергли этот документ.
Вполне вероятно, что так будет и в этот раз. Это следует из того факта, что за несколько дней до обсуждения резолюции в Сенате французский лидер провел "успокаивающий" телефонный разговор со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым.
С Минской группой дела обстоят сложнее. Москва объявила о ее развале, но не о выходе из нее.
Баку заявил, что после победоносной для него второй карабахской войны "больше нет необходимости в том, чтобы группа работала с прежней повесткой дня". Но факт остается фактом: юридически Азербайджан не объявил о своем выходе из формата. Что касается самой МГ ОБСЕ, то ее позиция интригует.
С одной стороны, она считает, что проблема Нагорного Карабаха уже давно выведена из полной юридической компетенции Азербайджана и Армении. Она приветствует мирное трехстороннее соглашение от 9 ноября 2020 года между Россией, Азербайджаном и Арменией, которое положило конец второй карабахской войне.
С другой стороны, она считает это соглашение промежуточным и продолжает видеть свою задачу в содействии переговорам по "долгосрочному и устойчивому" урегулированию конфликта, включая урегулирование прав и обязанностей людей, проживающих в Нагорном Карабахе.
По словам Иэна Келли, бывшего сопредседателя Минской группы от США, хорошие идеи о том, как разрешить конфликт, были разработаны в прошлом, но они не были продолжены из-за перевода событий на силовой сценарий.
Ситуация в зоне конфликта уникальна. Если раньше Баку выступал против размещения мониторинговой миссии ОБСЕ в зоне конфликта, то теперь он принимает работу так называемой гражданской миссии ЕС на границе между двумя странами и наблюдателей ОБСЕ.
Объективно это создает предпосылки для возобновления работы Минской группы, когда, как считает один российский эксперт, "старый статус-кво радикально нарушен, но новый еще не установлен, он формируется по мере развития пьесы и драматургии". Теоретически этому ничто не мешает.
Французские и американские шаги объединяет одна общая идея - интернационализация проблемы Нагорного Карабаха, которая создает новый набор проблем и вопросов. Таким образом, Вашингтон и Париж, прежде всего как сопредседатели Минской группы ОБСЕ, обозначают новые позиции на закавказском политическом ландшафте. Позиция Еревана также начала меняться.
Об этом заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян во время правительственного часа в парламенте. Он считает, что предстоящее мирное соглашение с Азербайджаном должно быть заменено так называемым рамочным документом, в котором будет изложена текущая ситуация, без серьезного уточнения деталей.
Затем должна начаться делимитация границ, которая "может затянуться не на один год". То есть, если этот сценарий реализуется, то все дипломатические усилия, которые были предприняты в последнее время как на московской, так и на брюссельской переговорных площадках, сводятся на нет. Это игра на обострение ситуации в регионе, которая чревата при определенных условиях риском военного сценария.
Потому что начал проявляться западный индикатор влияния на ход событий. А также потому, что возможности для широкого маневрирования азербайджанской дипломатии, которая раньше соглашалась на любую переговорную площадку, сужаются.
Что касается Армении, то она сейчас становится для Парижа и Вашингтона дверью в регион.
Так что "Большая игра" в Закавказье продолжается. И Россия, конечно же, не останется в стороне.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.
У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...