Найти тему

Макабр, или «Пляска смерти»

Пляска смерти, что можно перевести на все языки, мёртвые и живые – Χορὸς τοῦ Θανάτου, Mortis Saltatio, Dance of Death, ибо сюжет Смерти, танцующей и ведущей человечество в могилу, восходит к древним латинским сюжетам.

Пляской смерти можно объединить как рифмованные строки, служившие подписями к гравюрам, так и витражи, например, в Бернском соборе, или изображения на мосту в Люцерне. Все они изображают, как скелет ведет неспешный диалог с купцами, священниками, младенцами и пожилыми, дамами и господами, с нищими и богатыми. Нет того, кто избежит судьбы.

Фотография из личного архива. Швейцария, Бернский собор, 2019 год.
Фотография из личного архива. Швейцария, Бернский собор, 2019 год.

Несмотря на (казалось бы) удручающий сюжет, макабр напоминает нам о торжестве жизни. Все мы смертны – и всё будем тлеть. Значит, не стоит думать о смерти раньше времени. Стоит жить сегодня, чтобы успеть совершить так много благодеяний, что сам Смерть нам улыбнется, и мы пойдем за ней в танце. Именно поэтому в киноведческой литературе макабрическими часто называют такие фильмы, как «Семейка Аддамс», «Семейка монстров» с участием вариаций на тему Франкенштейна, Дракулы и оборотня, «Эльвира: Повелительница тьмы» и другие комедии с участием зомби и прочей нечисти. Они напоминают нам, что юмор уместен и по ту сторону могилы.

Первые стихи о смерти появились аж в X веке. В годы моровых поветрий и других общественных бедствий, попытки народной словесности облечь мысли о смерти в поэтические формы учащались и приводили к сочинению более сложных и замысловатых аллегорий. Вначале смерть олицетворялась то в виде земледельца, поливающего поле человеческой жизни кровью, то в виде могущественного царя, ведущего беспощадную войну с людским родом, и тому подобного.

Затем в макабре появляется горький юмор. Смерть предстает то в образе плута, что обыгрывает в карты простых крестьян, то в образе мага, шепчущего на ухо королю проклятия. Иногда смерть – бродячий музыкант, уводящий под звуки дудки всю деревню к себе на покой. Поскольку такие истории укрепляли религиозный дух в народе, священники позволили изображать макабры на стенах и в витражах соборов, чтобы лишний раз напоминать прихожанам о молитве и спасении от грехов.

Макабр искушенный поклонник готических сюжетов сможет найти по всей Западной Европе – в Швейцарии, Австрии, Германии. Из Франции любовь к изображениям и стихотворным объяснениям перешла в Англию и — как указывает на то одно место в Дон-Кихоте Сервантеса — в Испанию.

Сюжет оказался удивительно живуч. Он прошел сквозь века, появляясь на фресках, в витражах, на полотнах и в книгах. Иоганн Гёте написал поэму «Пляска смерти». К сюжету обращались Шарль Бодлер, Райнер Мария Рильке, Густав Майринк, Август Стриндберг, Александр Блок, Валерий Брюсов, Нил Гейман. Стивен Кинг «Пляской смерти» назвал обзор книг и фильмов в жанре ужасы. Про количество упоминаний в кино и говорить не приходится. Из каноничных можно назвать «Правила игры» Жана Ренуара и «Седьмую печать» Бергмана.

Правда, спустя века макабр слегка изменил значение. Если ранее сюжет напоминал нам о том, что любой рано или поздно пойдёт за Смертью без пререканий, то сегодня смысл скорее в том, что смерть может наступить в любой момент. И в том, и в ином случае макабр напоминает нам, что каждый день жизни имеет цену – и её нужно платить, чтобы не жалеть о ней на смертном одре.