Найти тему

5. Я маленький, но человек. Первые впечатления о жизни

Первые несколько лет жизни человека являют собой удивительный образец стабильности и не обсуждаемости всевозможных явлений и понятий. Обычно это происходит до наступления5-6-лет, до лавины пытливых детских вопросов. И сами дети ведут раскопки сути всего происходящего. Вновь рождённое человеческое существо, мальчик или девочка, несмотря на чрезмерную активность, ещё только впитывает действительность, накапливая впечатления, не подвергая пока её глобальному анализу, принимая то, что есть, безропотно, как данность, без восторга, без осуждения, не прибегая ни к какой критике, но при этом НЕ равнодушно! Это время такого потрясающего совершенного восприятия жизни, которое можно сравнить лишь с Божественным «всегда», с вечностью. Ребёнок приходит в мир, где есть дети, взрослые и старички. Они ПРОСТО ЕСТЬ, без всяких почему. Когда человек родился и начал знакомство с миром, они уже были, они не росли, и не менялись, и не старели на его глазах. Для него они были изначально и всегда. Мир так устроен. Так было, есть, и будет. Кто-то молодой, а кто-то старый, у некоторых людей в этом мире золотые зубы, а у других – белые. Нипочему. Такой вот мир. Часть людей – русские, а другая часть – узбеки. И это не вызывает ни вопросов, ни удивления. И не так давно была война. И есть солдаты. А есть сломанные люди – калеки. Они отличаются от остальных, и они некрасивые, пока с ними не поговоришь. Летом бывает лето, а зимой зима. Потому что. Младенцам требуется молочко из сиси. Бабочкам можно оторвать крылья и тогда они уже никуда не полетят. Если наступить на лягушонка или муравья, он умрёт. Нипочему. Котята чрезвычайно милые. Но бабушка рассказывала, что надоевших кошек люди отвозили в горы, потому что просто их выставить за дверь – не вариант, они возвращаются. Понятия ответственности или безответственности детям неведомо. Понятия рабства или свободы – тоже. Ни одно из местных географических названий не звучит странно, даже если оно хишраугэс (гидроэлектростанция Хишрау), заводкинап (завод Киноаппаратуры)или речкаагалычка. Да. Речка Агалычка. Парк – место обязательного для всех праздника, даже если он скучный.

Все дети играют в прятки независимо от того, счастливы они или нет. Всех детей взрослые наказывают, потому что взрослые сильнее. Но если детей не наказывать, то они вырастут плохими детьми. Из всех детей, хороших и плохих, вырастают взрослые, которым всё можно. Ночь – время бабаев. Для всех детей есть сказки. Над пьяным человеком можно смеяться, он не вспомнит. Пьяный человек может обидеть кого угодно, потом он этого тоже не вспомнит. Маленькие дети – это прелесть. Пока не обкакаются, а потом их бы тоже хорошо в горы, куда и кошек, они больше не прелесть. Перечислять все эти НИПОЧЕМУ, всю эту естественность можно бесконечно, т.к. свойства этих нипочему очень напоминают то, как хотел бы Бог, чтобы мы, люди, взрослые люди, его воспринимали. Так, именно так, как воспринимают жизнь дети в первые свои годы. Как данность, без вопросов. Лето, зима, дождь, солнце, луна – всё это не потому что мудрёные законы природы и космоса, в котором наша планета лишь пылинка, а ПОТОМУ ЧТО ЧЕЛОВЕК! Всё вполне естественно крутится вокруг человека. Солнце встаёт, потому что людям пора на работу, и чтобы цветочки цвели, садится – чтобы не мешать людям спать, ветер дует не потому что какие-то там воздушные потоки, а потому что ему так положено, чтобы у людей погода была. Разные штуки вроде ветра, дождя, радуги и проч., обязаны создавать эту самую погоду. Чтобы человек однажды мог выйти из дома в зимнем пальто или с зонтом. Землетрясение – потому что хорошее не бывает без плохого. Всё чрезвычайно логично. А вот где-то далеко не бывает зимы, и живут дикари, и ночь к ним приходит в то время, когда у нас день. Не потому что часовые пояса, экватор и климат. А потому что те, другие, далеко. Чем дальше от нас, тем всё другее. Но иногда – рраз – и кто-то молодой постарел, кто-то маленький вырос, кто-то старый умер. И ты понимаешь, что колёса жизни, жернова эти, мелят совсем не сказочно, без всякого релакса и беспощадно. Мелят жизнь, мелят всё, что в ней есть, хорошее и плохое. А поэтому, наверное, имеет смысл успевать печатать фото своих близких. Успевать вешать на стены фотографии своих родных людей. Наука подарила нам такой чудный шанс противодействия тотальному беспамятству.

Новый человек – это огромная пустая копилка с потрясающей акустикой. Любые упавшие в эту бездну монета-новость-впечатление звучат оглушительно, даже если они фальшивые. Чем больше накоплено, тем меньше эхо. Эмоции – и есть эхо падающих в копилку драгоценных монет.

Большинство взрослых кажутся детям унылыми занудами, с которыми, к сожалению, приходится договариваться: эти зануды уже не способны радоваться новым пупсам, машинкам, игре в песочнице и прочим замечательным вещам, и общение с ними происходит на разных языках. Дети не понимают, что у взрослых этих ценностей УЖЕ накоплено достаточно. Молодёжь считает занудами пожилых людей. Которым не интересно бежать смотреть на закаты и рассветы. А на самом деле, в копилках пожилых этих закатов-рассветов УЖЕ предостаточно, им больше не надо, они их накопили. А вот для юных – это ценности, которых пока ещё не было. С возрастом ведь люди начинают ценить не количество монеток, а их редкость на собственном рынке ценностей. Но у некоторых людей копилки такие маленькие, что туда ничего толком не поместить. И чем меньше эта посудина, тем сильнее её владелец убеждён, что пара-тройка истёршихся монеток, занявших там всё место – на самом деле огромны, больше, чем у всех остальных, и представляют невероятную значимость. И ценные накопления других – просто тьфу по сравнению с их кладом.
Вот такое объяснение, почему малыши более восприимчивы к впечатлением, почему их нужно не ругать, а отвлекать от воплей и всего, что взрослые считают капризами и плохим поведением.