“Упырей, — отвечал очень хладнокровно незнакомец. — Вы их, Бог знает почему, называете вампирами , но я могу вас уверить, что им настоящее русское название: упырь ; а так как они происхождения чисто славянского, хотя встречаются во всей Европе и даже в Азии, то и неосновательно придерживаться имени, исковерканного венгерскими монахами, которые вздумали было все переворачивать на латинский лад и из упыря сделали вампира. Вампир - повторил он с презрением, — это все равно, что если бы мы русские, говорили вместо привидения — фантом или ревенант”.
А.К. Толстой, “Упырь”
Вампиры – существа, интересующие очень и очень многих (почти 3 миллиона запросов по ключевому слову в Яндексе говорят сами за себя). В частности, это предмет мечтаний женщин разных возрастов.
Хотите убедиться? Познакомьтесь с невероятно харизматичным Виктором ван Артом в популярной игре «Клуб романтики». Либо поинтересуйтесь на Яндексе – вопрос о сексе с вампиром задавали примерно 17500 раз за месяц.
Ну а что? У вампиров, при правильном развитии, полно привлекательных качеств:
- это супербогатые существа;
- в большинстве своем – красавцы и прекрасные любовники;
- всегда могут защитить и обеспечить всем необходимым любимую женщину;
- не болеют (а это - безопасный секс и отличная экономия на врачах);
- вертятся в высшем обществе, едят хорошую еду (это кроме крови) и имеют отличные связи;
- а главное – они вернЫ и требуют верности от партнерши!
Это, опять же – безопасный секс, экономия на презервативах и любимый рядом – до конца Вечности! Мечта, а не мужчина!!!
И вот... Тада-а-аммм!!! Фильм ирландского режиссера Нила Джордана “Интервью с вампиром” с Томом Крузом и Брэдом Питтом в главных ролях становится классикой кинематографа! Девочки пищат от неземной печали в глазах вампира Луи (исполняет Питт). Более старшие дамы мечтательно вздыхают, когда красавец Лестат (исполняет Круз) категорически сексуально впивается в шею очередной жертвы.
Каюсь - мне тоже нравился и Луи (Питт) в частности, и фильм - в целом. Но потом, почему-то, я включила мозги...
Я не смотрела, и никогда не буду смотреть вампирскую сагу «Сумерки». По одной простой причине:
Вампиры не должны быть привлекательными!
И то зло, которое они олицетворяют – не должно вызывать желания присоединиться к нему (как максимум), либо надеть маску кровопийцы на Хеллоуин (как минимум).
Почему, с какого времени разлагающийся мертвец, которого не принимала даже кладбищенская земля, превратился в непонятого обществом страдальца, идущего искупления и мести? А главное - сексуально привлекательного страдальца? И что происходит с нами после такой гениальной подмены понятий? Давайте посмотрим...
1. Зло становится привлекательным
Харизматичный Лестат, сексуально смахнув каплю крови с губ, авторитетно вещает новообращенному Луи о достоинствах жизни в качестве вампира (см. список в начале статьи). В ней, по его мнению - одни плюсы, и при этом – не придется испытывать человеческие ограничения: работать, болеть, стареть. А об убийствах он рассказывает, как о ничего-не-значащей мелочи –
«Убивать легко. Надо просто забыть о земных чувствах. И ты быстро привыкнешь»
Луи согласно кивает, а зрители, слушая бессмертного красавца с суперспособностями, невольно симпатизируют ему и допускают мысли, типа «а может, если нельзя, но очень хочется – то можно??»
Однако, Лестат деликатно умалчивает, какую цену придется заплатить Луи за подобную жизнь. И скрывает свой истинный облик – облик паразита, заключившего сделку с дьяволом ради спасения собственной шкуры, и живущего исключительно за счет других людей.
2. Смерть становится романтически сексуальной.
Автор романа «Интервью с вампиром» Энн Райс сказала:
«…истинная сила литературы о вампирах заключается в “бездонном колодце метафор”. Поклонники склонны находить в этих книгах почти все, что ищут, будь то зависимость, бессмертие, тайное общество или гомосексуальность. Чем более непрозрачный образ, тем больше привлекательности.»
Вампиры – классические «плохие мальчики». Практически любая хорошая девочка даже себе не признается в том, что ужасно хотела бы попробовать что-нибудь с «плохим мальчиком». Привлекательность темы вампиризма держится только на пронизывающей ее сексуальной чувственности на грани табу. В «Интервью..» сексуальных сцен убийств – хоть отбавляй!
Том Круз упоминает об этом так: «…Сцена за сценой изобилуют ярко выраженными сексуальными образами — гетеросексуальными, гомосексуальными и бисексуальными. Это горячий буйабес из неконтролируемых животных позывов.»
А если вспомнить, как Луи и Лестат убили девушку в таверне: ну ни дать, ни взять – секс втроем!
А секс втроем – это неправильно. А вампирам, получается – можно? И снова в воспаленную голову зрителя закрадывается почти преступное: «А может, если нельзя, но очень хочется – то можно??».
И все это происходит при свете луны, под покровом ночи – романтика. И вампир – он не такой, как все, он «перешел черту» и стремится к настоящей смерти с неземной печалью в бездонных глазах… Женское сердце просто разрывается от желания спасти и помочь!
А на самом-то деле этого приспособленца можно заставить умереть только с помощью значительных усилий и хороших боевых навыков. Потому что его все устраивает, и такая жизнь для него – зона комфорта. Ничего не напоминает? Альфонс и абьюзер.
3. Значение смерти преуменьшается.
Смерть пропагандируется, как спасение, лекарство от человеческих болезней, переход в новую жизнь и на качественно новый для себя уровень.
Это легко проверить: сходите в любой хоспис, или в дом престарелых. И помогите работающим там людям. И облегчите жизнь живущих там людей. В смерти нет ничего красивого. На мой взгляд, самое сложное в ней – уйти достойно.
4. Происходит размытие границ добра и зла
Славянский упырь, в отличие от своего западного собрата, имеет категорически отрицательные свойства и черты.
И это правильно, потому что упырями становятся мертвецы, чья душа не смогла правильно отойти в загробный мир, и они вынуждены прозябать между мирами, питаясь кровью и убивая людей.
Западных вампиров искусственно интегрируют в наше общество, они ничем не отличаются от людей (разве что кожа бледная), и ничем себя не выдают, пока не вопьются в чью-то шею. И люди видят в них себе подобных, а значит, и их образ жизни – это, вроде как, нормально…
В развитие темы, среди этой толпы полусгнивших трупов выделяют «хороших» вампиров. Они всеми правдами и неправдами сдерживаются, чтобы не убивать людей, и живут, питаясь кровью животных.
Ну идеальные члены сообщества!
В «Интервью..» под это подводится философское обоснование. Европейский вампир Арман произносит монолог: «…познав сущность зла, необязательно становиться злым…. И разве познавая так называемое добро, обязательно станешь добрым?».
Лестат вторит ему своей философией: «Ты сам определяешь, что есть зло… И нет никого в мире ближе к богу, чем мы».
Надо же как-то объяснить, почему король – голый…
В итоге, несмотря на душещипательную историю Луи, репортер и довольно большая масса зрителей рвется «перейти на сторону зла». Потому что там – круто!
Этот тезис, опять же, легко проверить. Возьмите что-нибудь неприятное. Например, фекалии. Часть оставьте в естественном состоянии, а часть поместите в подарочную упаковку. Содержимое изменится?
Вот и с вампирами то же самое… «Хорошие», «плохие» - они остаются изгоями обоих миров и злом для человека.
Ну и вкратце – перечень «бонусов», достаточно ярко транслирующихся через «Интервью..»:
- пропаганда праздного образа жизни
За всю историю вампирских саг в них нет ни одного работающего вампира. При этом, большинство из них – очень богаты. Им нет необходимости тратить энергию на такую «ерунду», как экономия, накопления, вкладываться в отношения, страдания, путешествия, поиски себя… Зачем учиться финансовой грамотности? Можно просто быть укушенным.
- Ну возьмите укусите меня-а-а!!! (Елена Воробей)
- Пропаганда наркотиков
Кровь наливают в бокалы и смакуют – как алкоголь. Лестат рассказывает Луи о том, что самые первые ощущения от употребления крови – самые яркие (как от наркотиков). Крови особо значимых жертв придается и особое значение: в «Сумерках» главный герой говорит Белле, что она – его личный сорт героина. В «Интервью…» активно пропагандируется курение.
- идеология «чайлдфри» и обесценивание института семьи
Если вампиры позиционируются, как прекрасные любовники, то размножаться нормальным способом они не способны чисто физически.
ТАКОЕ не размножается!!
Впрочем, сага «Сумерки» тут оказалась впереди планеты всей – говорят, там кто-то от вампира родил (не смотрела, не знаю). Учитывая ДНК родителей, на свет появилась, скорее всего, не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка. Впрочем, молоденьким и не очень девочкам в мозги закладывается не это, а тот факт, что с монстром жить МОЖНО (опять – «если нельзя, но очень хочется…»). И родить от него – МОЖНО. А какую цену придется заплатить – это уже второй вопрос.
Могу показать прайс-лист. Забейте в поисковик «женские истории отношений с абьюзером» - там рассказывают о жизни с монстрами, что называется, от первого лица.
И институт семьи обесценивается достаточно просто. Семья – это команда, построенная на частично бескорыстной привязанности друг к другу и руководимая, помимо прочего, принципами взаимопомощи. У вампиров нет ничего этого. Они легко сбиваются в группы (Арман и иже с ним, Лестат-Луи-Клодия) чисто из эгоистических соображений. И уничтожают друг друга (Клодия перерезала горло Лестату, Луи законопатили в гроб, а Клодию с «матерью» сожгли) – так же легко.
- каннибализм
При обращении сначала вампир сосет кровь у пока еще человека, а потом новообращенный должен отведать крови своего создателя. Таким образом творец и творение буквально пробуют друг друга на вкус.
Ну и обычные убийства, когда людей просто сжирают, выпивая кровь сразу или постепенно, используя человека в качестве пищи не один раз.
- педофилия
Именно кровь ребенка сподвигла Луи впервые совершить убийство человека («…и тогда я понял, о чем говорил Лестат,… я впервые за долгое время обрел покой..»). Благодаря медвежьей услуге вампиров, Клодия оказывается запертой в теле ребенка, развиваясь внутри, как взрослая женщина. На грани балансируют отношения между ней и Луи: вначале она спала с ним,
(зритель видит маленькую девочку, спящую со взрослым мужчиной).
Через некоторое время уже Луи отзывается о ней, как о «моей возлюбленной, моем ребенке», относясь к ней уже как к взрослой женщине. Отдельного акцента заслуживает их поцелуй.
А картинка на экране не меняется: маленькая девочка и взрослый мужчина.
- извращения
Ассортимент достаточно богат:
1. Однополая семья Луи и Лестата «удочеряет» девочку. Лестат пытается удержать Луи ребенком.
2. Луи с Клодией покидают Лестата, как пара.
3. Лестат предпочитает «на первое» - девушек, «на второе» - юношей, «на третье» - кого-нибудь постарше себя.
Роман Энн Райс очень долго не мог найти выход на экраны. Отказывались работать все. По разным причинам.
А может, дело было просто в том, что не нужно было его экранизировать?
P.S.
Все вышесказанное - правильно и разумно. Но темная сторона силы стремится взять верх, потому что, например, от вампира Гви в исполнении Ли Су Хёка (дорама «Ученый, гуляющий по ночам») просто невозможно оторвать взгляд!
На мой взгляд, при просмотре таких фильмов нужно четко понимать, и объяснять детям (которые смотрят), что:
- персонажа-демона играет актер-человек.
- актер-человек в жизни может быть категорически не похож на персонажа-демона.
- персонаж-демон, каким бы харизматичным он ни был – это неправильно, в реальной жизни – не бывает, а если бывает – то это чаще всего больно и страшно. Если выживешь...
- чтобы обладать суперспособностями – не нужно быть укушенным.
- добиться счастья можно с реальным человеком, с живым мертвецом этого сделать нельзя.
#фильм
(фотоматериал взят из свободного доступа в Интернете)