Найти тему

Как судили нацистских преступников

Нюрнбергский процесс стал первым в своем роде – до этого в истории не было ни одного случая коллективного суда практически надо всеми руководителями поверженного в ходе войны государства, кроме того, ни разу не судили целые организации (в нашем случае это, например, СС). Стоит ли говорить, что при отсутствии опыта «раскрутки» таких судебных дел, Международный военный трибунал, кстати, созданный специально для свершения правосудия над нацистскими преступниками, столкнулся с рядом трудностей как технических, так и юридических. Однако, все прошло сравнительно гладко, за что организаторам и участникам процесса честь и хвала!

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Необходимость суда над нацистами будущие страны-победительницы начали обсуждать еще за полтора года до окончания войны, однако, окончательное решение о проведении процесса было принято только тогда, когда поражение Германии во Второй мировой стало очевидным и неизбежным, если конкретнее, то на Ялтинской конференции, прошедшей в феврале 1945 г. К моменту окончания войны решение было уже окончательным, и с весны того же года начали подготовку к самому громкому процессу XX столетия.

Один из интересных этапов подготовки к процессу – формирование коллегии судей. В конечном итоге судьями были назначены представители четырех союзных держав из состава антигитлеровской коалиции:

· Ион Никитченко (СССР);

· Джеффри Лоуренс (Англия);

· Френсис Биддл (США);

· Анри Донедье де Вабр (Франция).

При этом перед назначением коллегии каждый из кандидатов проходил что-то вроде собеседования с американскими и британскими прокурорами. Интересно, что даже советская сторона не выразила против этого никаких возражений.

К 19 октября 1945 г. был также решен вопрос с адвокатами. Обвиняемые были вольны сами выбрать себе защитника, и некоторые из них воспользовались этим с умом. Так, Юлиус Штрайтер запросил адвоката с антисемитскими «наклонностями», а адмирал Карл Дениц избрал себе в защитники Отто Канцбюллера, большого специалиста по военно-морскому праву.

Судьи. Изображение из открытых источников.
Судьи. Изображение из открытых источников.

Стартовал процесс в Нюрнберге 20 ноября 1945 года. Нужно сказать, что суд был организован по лучшим «стандартам» своего времени – в распоряжении всех участников дела была система синхронного перевода, кроме того, организаторы создали что-то вроде закрытой библиотеки для обеспечения документооборота, а также для предоставления доступа прокурорам, судьям и защитникам к книгам по юриспруденции чуть ли не всех стран мира.

Международный военный трибунал разбирал сложнейшее в мировой истории дело до конца лета 1946 г., было допрошено порядка 4000 свидетелей, обработали десятки тысяч документов, фотоматериалов и видеозаписей. Доходило до того, что люди падали в обморок во время, например, очередного рассказа бывшего узника концлагерей о творившихся в нацистских застенках зверствах. Это сейчас мы в деталях знаем все, что там происходило, тогда же, сразу после Второй мировой, большая часть этой информации была не известна, потрясение всемирного масштаба!

Были и комичные эпизоды. Так, одному из юристов помощник вместо необходимого документа подал труд о превосходстве арийской расы Альфреда Розенберга. Тот, нед олго думая, грубо обругал его, не выключив микрофон. Смеялся весь зал, включая подсудимых. Именно этот момент увековечен на представленной фотографии. Изображение из открытых источников.
Были и комичные эпизоды. Так, одному из юристов помощник вместо необходимого документа подал труд о превосходстве арийской расы Альфреда Розенберга. Тот, нед олго думая, грубо обругал его, не выключив микрофон. Смеялся весь зал, включая подсудимых. Именно этот момент увековечен на представленной фотографии. Изображение из открытых источников.

С 1 по 30 сентября суд Международного военного трибунала зачитывал приговор, и он многих участников процесса разочаровал… Так, Альберт Шпеер и Константин фон Нейрат, принявшие непосредственное участие в формировании военной машины Третьего рейха, отделались тюремными сроками в 20 и 15 лет соответственно. Фриче, Шахт и Папен вовсе были оправданы, несмотря на то, что их преступления были не менее тяжкими, чем у того же Шпеера. Однако, главные злодеи, бонзы нацистской Германии, получили по высшей мере наказания, в том числе:

· Геринг (до исполнения наказания не дожил);

· Риббентроп;

· Кальтенбруннер;

· Розенберг;

· Кейтель.

Эти враги рода человеческого получили по заслугам в ночь с 15 на 16 октября 1946 года, а прах их был развеян над рекой Изар.

Интересно, что во время Нюрнбергского трибунала по предварительной договоренности не поднимались «скользкие» для стран-победительниц темы, например, подписание пакта о ненападении между СССР и Германией, а также расовая сегрегация, процветавшая в то время в США.