А знаете ли вы, что товарным знаком в мире чистогана может стать даже крик? Такая история произошла с знаменитым криком Тарзана (The Tarzan Yell). В качестве товарного знака маркируемого символом R в кружочке, его зарегистрировала в 1998 году американская компания Edgar Rice Burroughs, Inc., которая является держателем всего творческого наследия Эдгара Берроуза - автора книг о Тарзане. Приведу здесь полное описание торговой марки, так что если вы захотите зарегистрировать свои вопли или крики ваших родных и знакомых, то можете использовать это описание в качестве образца.
"Марка состоит из звука знаменитого крика Тарзана. Марка представляет собой крик, состоящий из серии примерно из десяти звуков, чередующихся между грудным и фальцетным регистрами голоса, как изложено ниже:
- полудлинный звук в грудном регистре,
- короткий звук вверх на интервал одной октавы плюс квинта от предыдущего звука,
- короткий звук вниз на мажорную терцию от предыдущего звука,
- короткий звук вверх на мажорную терцию от предыдущего звука,
- длинный звук вниз на одну октаву плюс мажорная терция от предыдущего звука,
- короткий звук на одну октаву выше предыдущего звука,
- короткий звук вверх на мажорную терцию от предыдущего звука,
- короткий звук вниз на мажорную терцию от предыдущего звука,
- короткий звук вверх на мажорную терцию от предыдущего звука,
- долгий звук ниже на октаву плюс квинта от предыдущего звука."
Надо сказать, что не все отнеслись к этому товарному знаку с должным пониманием. Так, Евросоюз в лице своих органов, занимающихся вопросами интеллектуальной собственности, счёл такой знак сомнительным, и не гарантировал его защиту в Европе. Тем не менее, это никак не повлияло на Edgar Rice Burroughs, Inc., которая расширила свои права уже в 2000-х на использование крика Тарзана в игральных автоматах и Интернете.
Вообще, история этого крика тёмная и запутанная, и существует огромное число легенд его появления. Вот несколько, наиболее известных:
Первая - это голос Джонни Вайсмюллера - самого известного, "классического" Тарзана. На этой версии всю жизнь настаивал он сам и его родственники. Вайсмюллер утверждал, что крик был вдохновлен немецкими йодлями, которые он сам с успехом исполнял в молодости.
Вторая - крик Вайсмюллера обработал и записали специальным образом звукорежиссеры из MGM, используя элементы обратной записи, благодаря чему, крик стал палиндромным, т.е. звучит одинаково при прямом и обратном воспроизведении.
Третья - крик является комбинацией нескольких голосов и звуков. Эта версия в свою очередь разделяется на несколько "рецептов" приготовления, и я приведу в пример несколько самых интересных :
1. По версии известного журналиста Билла Моерса, крик записывался с использованием трех голосов - баритона, тенора и исполнителя т.н."свинного зова" - hog call, откуда-то из Арканзаса.(Hog calling - это уважаемое в сельских штатах искусство подманивать свиней при помощи особых криков. Выглядит это приблизительно так:
2. Том Хелд, киноредактор MGM, утверждал, что крик был комбинацией множества различных звуковых дорожек, каждая из которых накладывалась на другую: голос Джонни, вой гиены, рев верблюда, рычание собаки и щипковый звук струны скрипки
3. И наконец самый полный и роскошный вариант представил лауреат Пулитцеровский премии, журналист Алва Джонстон в своей большой статье 1939 года, посвященной Тарзану:
MGM не пожалела денег на крик Тарзана. Мили звуковых дорожек звуков людей, животных и инструментов были протестированы при сборе ингредиентов неземного воя. Крик верблюдицы, у которой отобрали детенышей, использовался до тех пор, пока не были найдены еще более скорбные звуки. Сегодня для крика Тарзана используется комбинация пяти различных звуковых дорожек.
Это:
a. Крик Вайсмюллера, усиленный;
b. Вой гиены, воспроизведенный задом наперед с уменьшением громкости;
c. Нота сопрано в исполнении певицы Лорен Бриджес, записанная на звуковую дорожку на пониженной скорости, затем перезаписанная с разной скоростью, чтобы придать звуку «трепетание»;
d. Рычание собаки, записанное очень слабо;
e. Хриплая нота струны скрипки, записанная очень слабо.
На экспериментальной стадии пять звуковых дорожек воспроизводились через пять разных громкоговорителей. Время от времени менялась скорость каждой звуковой дорожки, а громкость увеличивалась или уменьшалась.
Когда оркестровка крика была доведена до совершенства, пять динамиков воспроизводились одновременно, а смешанные звуки записывались на основной звуковой дорожке. Благодаря постоянной практике, Вайсмюллер теперь может почти идеально имитировать звуковую дорожку.
Помимо классического крика Тарзана, были и менее известные варианты, которые в основном, использовались исполнителями до эпохи Джона Вайсмюллера, либо после неё. В мультфильме от "Уолта Диснея" крик даже стал мелодичным.
Как ни странно, но в музыкальной индустрии было не так много случаев обращения к этому меметичному звуку.
Вероятно, наиболее известным является вокализ в популярной песне "Tarzan Boy" 1985 года от итальянского евро дискового проекта Baltimora.
Также на мой, взгляд, к образу Тарзана отсылает композиция "One Earth" 1987 года от английской электронной команды "Art Of Noise", где коллаборантом группы и исполнителем квази-тарзановских трелей неожиданно выступил культовый музыкант, работающий в стиле "блю грасс", Питер Роуэн.