Мы с моим ребенком-десятиклассником стали свидетелями весьма неприглядной сцены, когда гуляли по территории конной академии Рутения во Всеволожске.
В относительно вольных условиях там проживают не только лошади, но и козы, гуси, кролики и какие-то еще зверюшки.
И понятное дело, что это место достаточно посещаемо не только случайными любопытствующими, но и организованными детскими экскурсиями.
Как раз с такой экскурсией мы и столкнулись неподалеку от гусино-козлиного пастбища. Около пятнадцати детей семилетнего возраста в сопровождении молодого учителя кормили животных и слушали разные полезные тематические рассказы.
И на наших глазах, но не заметно для учителя, некоторые дети позволили себе излишества и время от времени попинывали проходящих мимо питомцев Рутении.
Одного из мальчишек мы даже приструнили, поскольку он находился в поле слышимости нас.
Потом мы немного пообсуждали с моим десятиклассником такое неприятное поведение молодежи.
Десятиклассник авторитетно сказал, что такое положение дел вполне типично для детей раннего возраста. И он помнит случай, когда в конюшне, куда он ходит, девочка лет семи со всей дури хлопнула дверью денника прямо по морде бедной лошади.
- Но это же вопиющая жестокость, - возмущенно заметила я. - Дети же прекрасно понимают, что причиняют боль другим.
- У них еще не сформировалась чувство эмпатии, - туманно заметил десятиклассник. - Они не понимают, что другому больно.
- Но зачем тогда пинать кого-то? Или дверью по носу? - Возмутилась я.
- Это получение опыта. На основании него строится отношение к миру.
- То есть нам попались специальные жестокие дети, которые через такой неприятный опыт познают мир?
- Это обычные дети. Просто нужно, чтобы им объяснили взрослые, что это недопустимо. Пару раз по ж... будет достаточно. - Философски заметил десятиклассник.
- И что? Они перестанут быть жестокими? - Тут уж я даже засомневалась.
- Они просто прекратят делать это хотя бы из боязни наказания. А со временем поймут, что доставляют другим боль. - Заверил меня десятиклассник.
- Но есть же дети, которые сразу сострадают другим?
- Есть разные, - согласился ребенок, - но часто дети пытаются познать новое через эксперимент.
"С ума сойти!" - подумала я и спросила:
- А ты тоже кого-нибудь обижал в детстве?
- Муравьев. Они кусались сильно, когда в лесу гуляли. Я их с удовольствием давил. И муравейники пинал. - Смутился десятиклассник.
- Ну ты это... - замялась я, - так больше не делай. Муравьи хорошие, трудяги...
- Ну мам, это давно было, - обиделся десятиклассник.
Если честно, то мне кажется, что десятиклассник преувеличил. В семь лет вполне себе уже можно понимать, что пинать гусей и других животных категорически нельзя.
Но заглянув в специализированную статью соответствующей тематики, я поразилась, как мой ребенок правильно все понял. Только немного ошибся с возрастом на пару лет. А вот, собственно, цитата:
"Ребёнок не жесток, просто пока он не знает, как можно, а как нельзя. Ему интересно всё исследовать и изучать, он любопытен. Он знает, что такое больно, но не понимает, что боль может причинить он сам".
Спасибо за ваше внимание, дорогие читатели!
Друзья, буду рада видеть вас также и в своем телегам-канале Семья и психология.
Навигация по каналу Семья и психология