Найти тему
ГЕОСТРАТЕГ

Уверенность в нетривиальных прогнозах (10.09.2022)

#методология

Важным для стратега является уверенность в собственных прогнозах / оценках и готовность их аргументированно отстаивать. Сильные прогнозы всегда нетривиальны, учитывают неочевидные большинству тренды и тенденции, и именно из-за неожиданности и неготовности к ним практически всех, могут принести поверившему максимальную пользу. Описание вариантов будущего, малоотличимых от текущей реальности, не является полем работы стратега.

Практически любой человек с достаточно широким кругозором и/или знанием отраслевых принципов и специфики, способен самостоятельно продлить текущие тренды в ближайшее будущее, надо лишь немного подумать. Выйти за рамки будущего чуть лучше / хуже настоящего, да не скатиться в мечты, фантазии и страхи, требует более широких знаний и навыков.

Очень часто в ответ на любые прогнозы звучит стандартный вопрос – «Откуда вы это взяли?», людям хочется увидеть авторитетные ссылки и развернутые, логичные и однозначные обоснования, чтобы снизить риски и переложить ответственность за возможные неудачи. Неудивительно, что большая часть прогнозов любого уровня абсолютно конформистская, линейная и банально описывает прошлое и/или настоящее с небольшими изменениями. Изучение прогнозов, написанных несколько лет назад, с разбором, почему все пошло совсем не так, крайне полезно.

В общем случае, делая прогноз, стратегию или сценарий, стратег должен ответить на вопрос – «Какие вообще варианты возможны?». После чего быть готовым детально и подробно разобрать решаемую задачу, проблемы и ограничения всех вариантов. Надо уметь это делать не для убеждения, что конкретный сюжет единственно верный, а нейтрально, чтобы при необходимости слушатели сами могли прийти к нужным выводам, самостоятельно.

Если стратег приходит с нетривиальным прогнозом, понимает все остальные варианты, уверен в полноте проработки и способен предоставить аргументацию ошибочности всех альтернативных вариантов, большая часть конструктивных возражений снимется. Проще всего начинать доказательство с демонстрации, что инерционный сценарий нереализуем или маловероятен, если это не так, то особого смысла в работе стратега немного. Далее уже можно показывать и разбирать альтернативный варианты, подводя к наиболее интересному, пусть он даже и небанален. В этом и прячется залог уверенности.

В корпоративной стратегии, по началу все пытаются спорить, возмущаться, сомневаться, настаивать на простых вариантах. После нескольких фиаско, с попыткой идти по инерционному и/или банальному пути, появляется осознание, нежелание выглядеть по итогу дураком и обычная … лень, спорить перестают.

И, да, интереснее всего доказывать задачи, у которых нет решения, наблюдая, как энтузиазм и огонь в глазах постепенно гаснет, по мере отсева одного нереального варианта за другим…)))

Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/1965