Найти тему
Кириллица

Экспедиция вышкинцев на Байкал: «стало понятно, что я много правильных вещей делаю в своей повседневности»

Оглавление

Байкал — место, которое притягивает не только туристов, но и исследователей! Весной 2022 года несколько студентов Вышки начали работать над проектом развития Ольхонского района. После длительного подготовительного этапа они отправились в экспедицию на Байкал: там они проводили социологические исследования, предлагали идеи культурных проектов и защищали их перед заказчиком. О том, чего удалось достичь, рассказываем в сегодняшнем материале.

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ: ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ СТУДЕНТЫ ВЫШКИ?

Большинство ребят присоединились к проекту во время студенческого выезда «Воронка», на котором разрабатывались социальные проекты для НКО и регионов:

— В прошлом году на «Воронке» было два урбанистических кейса, наш проект — один из них. Моё участие в нём можно назвать спонтанным, но во время интенсива в Вороново я поняла, что мне действительно интересна тема, поэтому я продолжила работу в команде в последующих этапах, — делится Полина Цихелашвили, студентка 2 курса ОП «Городское планирование».

Однако некоторые участники попали в команду проекта позже:

— Я присоединилась к проекту через «Ярмарку проектов». Во-первых, меня заинтересовал формат, так как раньше у меня не было опыта командной работы в условиях экспедиции. Во-вторых, само проектное задание, связанное с культурным и туристическим преобразованием мне кажется крайне актуальным и необходимым в современных реалиях, — рассказывает Полина Елизарова, студентка 2 курса ОП «Социология и социальная информатика».

Всю работу студентов можно поделить на два больших этапа: работа в онлайн-формате и непосредственная поездка на Байкал.

— Расскажи, как долго вы готовились к поездке? Какие этапы работы были сделаны онлайн, а какие — оффлайн?

— Мы готовились к поездке, начиная с апреля 2022 года. Сначала мы собрали все данные, что могли найти. Например, использовали контент-анализ, чтобы представить модель отдыха на Ольхоне. Летом начали проводить интервью с местными предпринимателями и активистами через Zoom, — рассказывает Ангелина Лещенко, студентка 2 курса ОП «Городское планирование».

Фото с собраний
Фото с собраний

— Онлайн проводилось почти всё: интервью, контакты ЛПР, расчёты материальных затрат на поездку клиента на Байкал, дистанционное восприятие пользовательского опыта; исследование повестки вокруг Байкала и острова Ольхон, планов ОГВ, иных акторов по развитию территории, их включённости. Даже значительная часть командообразующих, установочных и оперативных встреч были онлайн. Оффлайн – личный пользовательский опыт (проживание, наблюдение), почти все интервью во время поездки; обсуждения опыта внутри команды, со стейкхолдером; формирование итогов экспедиции, — делится Иван Шаров, студент 3 курса ОП «Юриспруденция».

— Расскажи, пожалуйста, как проходила работа над социологическим исследованием? Каких стейкхолдеров вы выделили?

— Мы выделили для себя группу предпринимателей, туристов, местных жителей и государственных акторов (ФГБУ) как основных участников нашего проекта, — рассказывает Полина Цихелашвили.

— Какие культурные проекты вы предложили в итоге? Были ли они проведены?

— Время нашей экспедиции было сильно сокращено, поэтому внедрить что-то на данный момент нам не удалось. Одной из главных инициатив является открытие посольства студентов Вышки на Ольхоне — программы, которая поможет привлечь заинтересованных студентов к реальным проектам с учётом наших наработок. Сейчас часть нашей команды продолжает работать над этой инициативой, так как для неё требуется долгосрочная поддержка, — рассказывает Ангелина Лещенко.

Команда экспедиции
Команда экспедиции

ОСОБЕННОСТИ И СЛОЖНОСТИ

— С какими сложностями в работе вы столкнулись? Как преодолевали их?

— Самой сложной частью экспедиции был перелёт. Я летела в Иркутск из Екатеринбурга с пересадкой в Москве, и с учётом неожиданной аварийной посадки в Екатеринбурге мой перелёт занял 12 часов. Нас было трое из команды на том рейсе, мы не успели позавтракать, практически не спали. День знакомства с Иркутском и его туристическими возможностями был для нас очень тяжёлым и ощущался как фраза «с корабля на бал», но мы всё пережили.

Также довольно трудным было структурирование всей информации во время экспедиции и после неё в период работы над отчётом, так как хотелось ощутить себя и туристом, и исследователем, — рассказывает Ангелина Лещенко.

— Работа в экспедиции связана с плотным расписанием и постоянной активностью. Иногда бывает трудно придерживаться такого ритма, но желание работать над проектом, заинтересованность в результате и самодисциплина помогают держать себя в тонусе, — делится Полина Елизарова.

— А какие навыки оказались наиболее востребованными для успешной работы над проектом?

— Самым важным оказалось умение коммуницировать в команде. Как оказалось, у всех было много идей и мнений, их надо было как-то привести к общим концептам, при этом сохранить сплочённость и всех услышать, — поделилась Юлия Десяткова, студентка 2 курса ОП «Городское планирование».

— Говоря о профессиональных навыках, то мне безусловно помогли навыки работы в поле, составления и проведения интервью, которые я получила на своей программе. Также адаптация к новым условиям и навыки работы в команде, — рассказывает Полина Елизарова.

-4

ОПЫТ И ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

— Ребята, поделитесь, что вам дала работа над проектом?

— Работа над проектом дала мне уверенность, что я выбрала образовательный вектор, который действительно нужен в проектах, и делаю много правильных вещей в своей повседневности. Байкал — это, так или иначе, история про экологию и природный фонд, поэтому я стала с большим вниманием смотреть на аспект устойчивого развития урбанистических проектов и внесла несколько новых эко-привычек в собственную жизнь дополнительно к сбору вторсырья, — рассказывает Ангелина Лещенко.

— Первостепенно — опыт работы и путешествия. Я не думаю, что оказалась бы на Байкале своими силами в ближайшие лет пять, а благодаря проекту всё получилось, и мне до сих пор очень греет душу это осознание. С другой стороны, мы проделали немаленькую работу, много с кем пообщались и познакомились — это незаменимый рабочий опыт, который можно гордо вписать в резюме для других проектов, да и просто выносить из него плюсы по поводу и без, — делится Юлия Десяткова.

— Проект дал понимание организации поездок, ограничений и потребностей группы, собственных «потолков» и нужд. Не менее важно понимание точек профессионального роста (этот проект потребовал многого). Дал товарища (друга в возможном будущем) и много талантливых знакомых. Дал побывать на Байкале и в Восточной Сибири. Дал шанс понять потребности, возможности большого региона и конкретной местности, попутно обучив навыку интервью как способу получения такой информации. Дал возможность создать модельную концепцию развития Байкала и иных подобных территорий с помощью ведущего вуза как агента развития, — рассказывает Иван Шаров.

— Может быть, кто-то из вас принимал участие и в других проектах?

— Кроме участия в экспедиции, за 2022 год я успела стать победительницей идеатона по умным городам, предложив автоматизированную систему своевременной снегоуборки, интегрированную в городское мобильное приложение. На данный момент эта идея не реализована, нужны запрос муниципалитета и технические специалисты, но на неё точно удалось обратить внимание. Также участвовала в эко-акциях как волонтёр, — рассказала Ангелина Лещенко.

— Недавно я принимала участие в исследовательской экспедиции, где мы проводили интервью у школьников и учителей школ Выборга, там мы изучали способных учеников и их мотивацию в изучении технических наук, — поделилась Полина Елизарова.

-5
Байкал — это не только живописные природные пейзажи, чистейшая вода и волшебная, овеянная множеством мифов, история. Это озеро также собирает вокруг себя целеустремлённых студентов, которые готовы менять пространство вокруг себя и заодно доказывать всю ценность концепции service learning!