Найти тему
По ту сторону книги и театра

Дьявол и Красная Москва, или что было до мастера и Маргариты

Оглавление

"Мастер и Маргариту" Булгаков писал долгих двенадцать лет. И не дописал. Это единственная книга, над которой он работал так долго. Вообще он писал очень быстро, набело, если речь шла о фельетонах и небольших рассказах.

В том числе и из-за такой долгой работы над романом можно судить о том, как важна была для него рассказанная нам история. Больной, испытывающий ужасные страдания, почти ослепший, он продолжал работу над книгой с помощью Елены Сергеевны, его третьей жены, до самой смерти. Она вспоминала, что он то проклинал роман, то благословлял, крестил себя, любимую и роман. Его последние слова: "Чтобы знали, чтобы знали". Ему было чрезвычайно важно, чтобы мы знали. Прочитали. Поняли.

…Он дал мне понять, что ему что-то нужно, что он чего-то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питье – лимонный сок, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Твои вещи?» Он кивнул с таким видом, что и «да» и «нет». Я сказала: «Мастер и Маргарита»? Он, страшно обрадованный, сделал мне знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали».
Воспоминания из дневника Елены Сергеевны
Михаил Булгаков и Елена Шиловская
Михаил Булгаков и Елена Шиловская

Черновики

Вряд ли писатель надеялся, что его книгу напечатают при его жизни. Хотя доподлинно это неизвестно. Такая долгая работа над романом, постоянные правки, были ли они связаны с тем, что Булгаков всё-таки мечтал обойти цензуру?

Категорично отбрасывать этот факт нельзя. Можно предположить, что в более ранних версиях романа Михаил Афанасьевич высказывался более свободно. Но даже если это не так, и он просто "улучшал" книгу, всё равно черновые варианты могут дать нам многое для понимания его замысла (или хотя бы приближения к этому пониманию).

На сегодняшний момент мы знаем шесть версий "Мастера и Маргариты", начиная от сожженной, и заканчивая предфинальной версией.

Полное собрание черновиков романа (Источник: https://www.rsl.ru/ru/all-news/chernoviki-master-i-margarita)
Полное собрание черновиков романа (Источник: https://www.rsl.ru/ru/all-news/chernoviki-master-i-margarita)

Сожженная версия

Откуда же она взялась, если Булгаков её сжёг?

"Рукописи не горят",
— сообщает нам Воланд в романе.

Можно ли ему верить?

Давайте начнём с того, почему вообще Михаил Афанасьевич сжёг рукопись. Как известно, он написал письмо Сталину (после которого последовал тот роковой звонок вождя, определивший жизнь писателя, о нём мы поговорим в другой раз), в котором были строки:

"И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе".

Написав это, Булгаков решил, что это должно быть сделано.

Миша сказал мне: «Ну раз это уже написано, это должно быть и сделано!» И он стал вырывать листы и бросать в печку, топящуюся здесь. Конец марта. Я его тогда спросила: «А почему ты тогда не всю тетрадку сжигаешь?» А он мне ответил: «Если я все сожгу, никто не поверит, что роман был».
Воспоминания из дневника Елены Сергеевны

Вот по этим самым обгорелым тетрадкам уже после смерти писателя Мариэтта Чудакова восстановила черновик. Она проделала какой-то нереально гигантский труд, кропотливо реконструируя слово за словом. Она рассчитывала длину фраз, изучила "частотный словарь" Булгакова. И день за днём, день за днём восстанавливала сгоревшую рукопись.

Черновики (Источник: https://www.rsl.ru/ru/all-news/chernoviki-master-i-margarita)
Черновики (Источник: https://www.rsl.ru/ru/all-news/chernoviki-master-i-margarita)

Что же там было

Это давно уже не секрет, тем более для тех читателей, кто хотя бы поверхностно интересовался историей романа. Но повторюсь. В ранних версиях не было ни Мастера, ни Маргариты.

Соответственно, и название романа было иным. Главным героем и был Сатана, который сам же и рассказывал свою историю (пилатовские главы, антиевангелие). Дьявол посетил Москву (Красную Москву, подчеркивает Булгаков), чтобы её покарать. Попросту сжечь.

Иллюстрация Глушенко
Иллюстрация Глушенко

Названия романа

"Копыто инженера", "Чёрный маг", "Великий канцлер", "Князь тьмы", "Сатана", "Консультант с копытом", "Копыто инженера". Вот такие интересные варианты. (Кстати, помимо названий романа, ещё меняются и многие имена.)

Получается, что Мастер и Маргарита не являются главными героями. Всё же главный герой — сатана. Ещё раз вспомним, что в письме Сталину Булгаков так и говорит: "роман о дьяволе". Пока мы просто запомним этот факт.

Зачем же вообще появляется в романе мастер? Есть версия (автор её диакон Андрей Кураев), что Булгаков вспомнил (так как был сыном священника), что падший ангел не способен творить, а значит, и написать роман. Для этого ему нужен человек (отсылка к Мефистофелю).

Впрочем, о различных версиях толкования романа поговорим не сегодня.

Таро Юлии Галяминой
Таро Юлии Галяминой

Красная Москва

Речь в романе шла о литературной Москве.

Сама Москва в ранних версиях была куда более зловещей, грязной и страшной, чем в финальной версии романа. Столица полна насилия. Жить в ней не просто страшно, жутко. Соответственно многие сцены в романе выглядели куда менее глянцевыми, причесанными.

Например, Аннушка предстаёт с заплывшим глазом, накануне её били. Сцена на кухне, где ссорятся соседки ("Сами вы хороши"), это описание не просто ссоры, а драки. Никанор Иванович Босой не просто сердится на жену ("Покайся, тебе скидка выйдет"), он её бьёт.

Одна из главных сцен романа, в Варьете, куда более долгая и менее "милосердная". Зрители сначала долго смеются над оторванной головой Бенгальского (в финальной версии смеются уже только над дамочками, у которых после представления "пропала" одежда), и далеко не сразу начинают просить о пощаде.

Иллюстрация Мирчи Катусану
Иллюстрация Мирчи Катусану

Зато в финальной версии Москва красива, помпезна и управляется очень эффективно. Милиция появляется мгновенно, её представители вежливы. Но атмосфера ужаса всё равно остаётся. Достаточно вспомнить "нехорошую квартиру" с пропавшими жильцами. Это атмосфера террора.

Свита Воланда (которая от версии к версии тоже достаточно видоизменяется, и количественно, и качественно, и даже по именам) изображена куда менее привлекательно, чем сейчас.

В первой версии был персонаж Феся, который затем исчез совсем (что не очень характерно для творчества Булгакова). Если будет интересно, как-нибудь расскажу и о нём.

Мастера сначала зовут не мастером, а поэтом. (Это было ещё до появления в романе поэта Ивана Бездомного.)

Иллюстрация Глушенко
Иллюстрация Глушенко

Мастер попадает не в больницу, его арестовывают. Когда его возвращают Маргарите, он предстаёт с окровавленными руками, в тюремной рваной робе. Позже тюрьма становится глянцевой крутой больницей, нарочито образцовой. Но всё равно понятно, что это тюрьма.

Подборка о Булгакове
Кто же он — Михаил Булгаков?

Финал

Итак, события в романе куда более кровавы, и горят не два дома, как в той версии, что читали мы. Столица полыхает полностью. Мастер не выдерживает и просит: "Милосердия".

И на Москву проливается дождь. Та самая гроза, которую мы видим в конце, на самом деле призвана потушить пожар, в котором столица могла сгореть дотла.

Таро Юлии Галяминой
Таро Юлии Галяминой

Очень кратко я пробежалась по черновикам "Мастера и Маргариты". Возможно, Какие-то части отдельно приведу для сравнения позже, это достаточно любопытно.

В следующих статьях я хочу рассказать о самых известных версиях толкования романа (и для этого в том числе нам нужно хотя бы минимальное знакомство с черновиками). Дорогие читатели также предложили в комментариях много интересных тем для обсуждения. Хочу сказать огромное спасибо всем, кто принял участие в обсуждении. Не важно, сходимся ли мы во мнениях. Думаю, что это большое счастье — то, что мы можем свободно обмениваться мыслями. Всех люблю и обнимаю.

С вами была Есипова Оксана

А ещё у меня есть авторская экскурсия по Булгаковской Москве. Обращайтесь.

Если вы ещё не читали мой мистический детектив "Опасная связь", то по реферальной ссылке вас ждёт скидка 10%. Буду благодарна за подписку на Литрес. А поддержать автора можно на Бусти и по форме ниже.

Жду вас ТГ (иллюстрации и анонсы) | ВК | ОК | Литрес | Пульс