Найти тему
Просто про жизнь

Должны ли дети с отклонениями в психическом развитии учиться в обычной школе

На днях по НТВ показали сюжет, заставивший вздрогнуть.

Школьник избил учительницу, классного руководителя, прямо на уроке. Кто-то снял происходящее на телефон. Сюжет попал в эфир.

Судя по видео, восьмиклассники сначала замерли в шоке от происходящего. После нескольких ударов озверевшего юнца по лицу женщины, ребята бросились ей на помощь.

Как говорится: шок-контент.

Я задумалась, случались ли подобные происшествия, когда я училась в школе или когда сама работала учителем?

Вручение аттестатов зрелости. Родители принимают активное участие
Вручение аттестатов зрелости. Родители принимают активное участие

Не могу сказать нет со стопроцентной уверенностью, но за почти четверть века учительской деятельности ни о чем подобном даже отдаленно не слышала, хотя ученики были разные.

Далее в сюжете рассказывается о том, что у юноши проблемы с психикой, и неконтролируемые приступы агрессии случались и раньше, но школа почему-то замалчивала это. До поры до времени. Видно, так было удобнее.

Родители восьмиклассников, для которых произошедшее явилось последней каплей, переполнившей чашу терпения (и раньше мальчик вел себя достаточно агрессивно по отношению к одноклассникам и учителям), пришли к администрации с просьбой изолировать его от их детей.

Диалог с администрацией потряс.

Представитель администрации, скорее всего, директор, спокойным тоном объясняет:

– Работа-то велась с ребенком. И подконтрольный он ребенок.

– Велась, но факт фактом – он ударил учителя (очень мягко сказано, так как удары сыпались один за другим). А если бы Вас вот так ударил? – спросили родители.

– Ну не надо всего этого, ну мы не на базаре, – ответила все та же представитель администрации. – Не надо всего этого, мы детей воспитываем.

Непонятно, что она хотела этим сказать. Речь в данном случае должна идти не о воспитании.

Мальчик из вполне благополучной семьи, единственный ребенок, но с особенностями психического развития.

Как же он оказался в обычном классе общеобразовательной школы?

Родители, все зная о своем сыне, хотели его социализировать, хотели, чтобы у него появились друзья.

Не получилось.

Сейчас наказание ждет всех.

Все-таки это особые дети, и подход к ним нужен особый. Знаний и умений обычного учителя для работы с ним недостаточно, а ведь у него еще двадцать пять – тридцать учеников в классе. И каждому нужно внимание.

Помню, у нас в школе учился мальчик, который просто ничего не понимал. Ничего! Родители (вполне нормальные, положительные) упросили администрацию взять ребенка в обычную школу. Ребенка взяли на индивидуальное обучение.

Я один год вела у него русский язык и литературу. Сорок пять минут были для меня пыткой, да и для него тоже. За весь год я от него услышала всего одно связное предложение, выражающее мысль. После моего рассказа про храм Покрова на Нерли, он сказал:

– Красиво.

За целый год одна эмоция! Это был девятый класс.

А потом его взяли в десятый!

Слава Богу, у меня нагрузки и так хватало, и его передали другому учителю.

Мальчик повзрослел, у него наступил период полового созревания, и коллеги со страхом и ужасом шли к нему на занятия.

Он как-то окончил школу и получил АТТЕСТАТ о СРЕДНЕМ образовании. О среднем образовании!

Можно ли понять родителей? Наверно, можно.

Можно ли понять администрацию. Нет! Однозначно.

Заложниками такой ситуации оказываются все: и учителя, и ученики, и родители, и сам ребенок. Да и администрация.

Это большая проблема – дети с отклонениями в развитии. Может, сейчас учителей готовят к работе с ними? Но, судя по сюжету, вряд ли.

И учителя по-прежнему предъявляют к таким детям общие требования. А как по-другому, если эти дети учатся в обычной школе и обычном классе?