Найти тему
Невино, Недомино

«По-мужски». Как Лапенко пытается стать крутым мужиком, но получается не очень

В России вышел фильм о том, как муж не смог защитить жену от пьяного быдла. Что с этой картиной не так?

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Невино, Недомино», чтобы не пропускать наши новые публикации.

Психологическая драма «По-мужски» рассказывает историю успешного владельца высокоинтеллектуального бизнеса (Антон Лапенко), который женат на красивой женщине (Екатерина Щербакова), ездит на дорогой тачке и отгрохал себе роскошный коттедж за городом. Казалось бы, живи да радуйся, однако случается неприятный инцидент: во время отдыха в том самом коттедже из-за забора прилетает пакет с мусором, супруга идёт разбираться, встречает в стельку пьяного гопника в трениках (Сергей Васин) и получает от него пощёчину, причём в присутствии двух подруг и, главное, мужа, который тушуется и никак не реагирует. Эта прискорбная демонстрация мужского бессилия запускает цепную реакцию: герой пытается понять, тварь ли он дрожащая или всё-таки брутальный самец обезьяны, и в унисон с его попытками помахать кулаками после драки начинает меняться вся его жизнь.

Сложно придумать более цепляющую завязку, чем в этом фильме: мужская половина аудитории подсаживается на него сразу, как рыбка на крючок, да и женской, пожалуй, любопытно. Сценарист Денис Кулагин совершил настоящий подвиг (или, по другим понятиям, каминг-аут), признавшись, что сюжет взят из его жизни. Это чувствуется: история, в отличие от большинства подобных душекопательных драм, живая и реалистичная.

Пожалуй, главный плюс картины это психологизм в его истинном значении: создатели показывают нам, что подобные инциденты происходят не просто так – к ним всегда приводит цепь ошибок, причём зачастую довольно длинная. В данном случае это непонимание семейной парой причин, по которым они вместе. Герои пытаются соответствовать стереотипам среды, в которой живут: персонаж Лапенко – образу цивилизованного конформиста, сглаживающего все острые углы и избегающего любых конфликтов; его жена – продвинутой «чайлдфри», погружённой в работу. Но это совсем не то, что им нужно на самом деле, потому что герой жаждет обрести мужественность, а героиня – быть послушной самкой при сильном самце. Вероятно, и сошлись они из-за того, что почувствовали истинную сущность друг друга. Однако для того, чтобы освободиться от социальных оков и обрести себя, им понадобились годы брака вхолостую и шоковая терапия со стороны невольного психолога в уже упомянутых трениках.

Пока фильм разворачивает это сложное сплетение психологических нитей, он на диво хорош. Лапенко играет мощно и убедительно, и картина трансформации героев вырисовывается с восхитительной логикой. Однако в концовке режиссёр Максим Кулагин (брат сценариста) не выдерживает подобной безупречности и вываливает на головы зрителей какую-то несусветную артхаусную ерунду.

Вместо того, чтобы завершить фильм на той же реалистичной ноте, которую мы слышали на всём его протяжении, постановщик показывает нам некий бессмысленный акт насилия (вроде того, что был в финале «Дурака» Юрия Быкова, только ещё менее художественно оправданный), да ещё и заставляет сомневаться в реальности происходящего. Так сильная драма превращается в дурацкое упражнение в символизме, к которому у создателей, судя по всему, никаких способностей нет, и тем самым доказывает главный свой посыл: лучше быть собой и не пытаться делать то, к чему ты совсем не пригоден.