Найти в Дзене

Элитный советский разведчик, он знал 11 языков и работал под прикрытием много лет. Однако, по возвращении его отправили в лагеря...

В 1937 году спецслужбы за границей нашли яркого кандидата на должность нового разведчика-нелегала. Семен Яковлевич Побережник был человеком с богатым жизненным опытом, с юных лет путешествовавшим по миру. Он родился под Черновцами, переданными Румынии по Брестскому договору. В силу разных жизненных обстоятельств он некоторое время жил в Канаде, США, Чили, Бельгии и Франции. Он переехал туда с началом гражданской войны в Испании. Сам того не зная, он подвез советского военного советника Павла Батова, который однажды спас ему жизнь, доставив с поля боя в госпиталь. Помимо своего политического и боевого опыта, Побережник смог выучить 11 языков, путешествуя по стране. Летом 1937 года Хаджи-Умар Мамсуров предложил ему сотрудничать с советской разведкой. Поберезник, убежденный сторонник социалистических идей, без колебаний согласился. Шесть месяцев он провел в Советском Союзе, изучая все важное для разведчика-нелегала. После этого он «начал свободно плавать» — стал работать самостоятельно.

В 1937 году спецслужбы за границей нашли яркого кандидата на должность нового разведчика-нелегала. Семен Яковлевич Побережник был человеком с богатым жизненным опытом, с юных лет путешествовавшим по миру.

Он родился под Черновцами, переданными Румынии по Брестскому договору. В силу разных жизненных обстоятельств он некоторое время жил в Канаде, США, Чили, Бельгии и Франции. Он переехал туда с началом гражданской войны в Испании. Сам того не зная, он подвез советского военного советника Павла Батова, который однажды спас ему жизнь, доставив с поля боя в госпиталь. Помимо своего политического и боевого опыта, Побережник смог выучить 11 языков, путешествуя по стране.

Летом 1937 года Хаджи-Умар Мамсуров предложил ему сотрудничать с советской разведкой. Поберезник, убежденный сторонник социалистических идей, без колебаний согласился. Шесть месяцев он провел в Советском Союзе, изучая все важное для разведчика-нелегала. После этого он «начал свободно плавать» — стал работать самостоятельно.

Он успешно прошел стажировку в Италии и предоставил Центру много полезной информации. На свой страх и риск он спас посыльного и буквально увел его из-под носа у полиции.

После этого его первой работой стала легализация в Болгарии. Случайное знакомство в поезде во время поездки в Болгарию привело к возможной женитьбе на гражданке Болгарии. Это дало ему гражданство Береговой охраны и влиятельных родственников. Одинокий разведчик работал под именем Альфред Джозеф Муни.

Вскоре он приобрел качественный радиоприемник, соорудил на нем радиопередатчик и отныне передавал сообщения по радиограмме.

Мней путешествовал по стране и добывал информацию о том, как фашистская Германия вторгается в Болгарию. Он дополнил сообщение важными, на его взгляд, подробностями. Он действовал под позывным «Волга». Передал информацию и 2 военных года.

Несмотря на постоянную работу полной аппаратуры наблюдения и пеленгации, «Волга» продолжала работать. Все шло хорошо, пока Центр не поручил Мунею связаться с Димитаром Минковым в Болгарии, который оказался вражеским агентом. Береговая охрана арестована.

При этом разведчик имел указание «дать согласие» на вербовку. Чтобы ему поверили контрразведывательные службы болгарской армии, Поберезник долго терпел методы воздействия на психику фашистского гестапо, а потом сделал вид, что рухнул. Свою работу под его руководством он начал с успешной передачи соответствующих сигналов в рентгенографии.

Береговую охрану перевели на конспиративную квартиру — в дом за глухим забором. От своих охранников он узнал о ситуации на передовой. 9 сентября 1944 года в Софии вспыхнуло восстание. Охранник оставил свое оружие и скрылся, даже не закрыв дверь.

Разведчики вошли в город и успели доложить в Центр. За ним прислали лодку из Севастополя. Семен Яковлевич хотел отдыха и лечения, но решил, что победит Севастопольский СМЕРШ. Несмотря на все просьбы разведчиков, в Москву он не обращался. Однако он поверил показаниям помощника Минькова. Поберезник рассказал, что он год сидел в одиночной камере, потом в лагере его осудили на 10 лет, а в спецлагере на 2 года.

Он служил и все пережил. В 1957 году он получил разрешение вернуться в свой маленький родной город, село Крышковцы. Семена Яковлевича не было здесь 30 лет. Он вернулся с женой и ребенком. Его жизнь была очень тяжелой. Бывший агент брался за любую работу, и постепенно отношение людей изменилось. Однако председатель продолжал отказывать в любых просьбах о помощи.

Один из сочувствующих местных жителей посоветовал Поберезнику найти советника, с которым он копил в Испании. Семен написал в «Правду» и получил ответ от дважды Героя Советского Союза Павла Ивановича Батова. Он пригласил его к себе в Ригу и прислал ему дорожные расходы.

Батов очень тепло встретил бывшего разведчика. Впервые испытавший в своей жизни буквально все на себе приморский житель заплакал. Батов, узнав о бедственном положении своего спасителя, сделал все, чтобы помочь ему.

В 1959 году Поберезник получил чистый паспорт и справку об отмене приговора «в связи с отсутствием состава преступления». Им вручили заслуженные медали и частные пенсии местного значения и приняли в партию. Поберезник уехал из села в Черновцы, где получил небольшую двухкомнатную квартиру. Там он провел остаток своей жизни.