Найти тему

Была ли счастлива миссис Рэмзи? Читаем роман Вирджинии Вулф "На маяк"

Эту книгу я впервые прочитала в свои студенческие годы. Помню, что тогда я сказала своей подруге, что отношения мистера и миссис Рэмзи для меня эталон семьи, что я бы хотела прожить жизнь, похожую на жизнь миссис Рэмзи. На что она ответила, удивившись: "Но ведь она была несчастна". "Разве?" - удивилась я в ответ. "Надо бы перечитать," - решила про себя. Сама решила, сама забыла))

И вот, спустя почти 10 лет возвращаюсь к тому самому вопросу: "Была ли счастлива Миссис Рэмзи?" Буду перечитывать книгу и делиться с вами своими размышлениями. Поехали!

Вирджиния Вулф. На маяк (фото автора)
Вирджиния Вулф. На маяк (фото автора)

Войти в стремительный поток этого повествования очень тяжело, также, как в бурную реку. Тебя просто сбивает с ног. Не успев еще нащупать твердой почвы под ногами, ты оказываешься во власти происходящего. Сложно сориентироваться, где диалог, где внутренний монолог, где реальность, где воспоминания, где фантазии. Все настолько перемешано: нет привычного оформления прямой и непрямой речи, переход между субъектами повествования происходит так быстро, что ты не сразу понимаешь, чьи это мысли. В этом новаторство Вирджинии Вулф. Именно она ввела в литературу "поток сознания", т.е. сделала литературой этот хаос мыслей, которые роятся в голове, особенно женской. Подозреваю, что мужчинам читать этот роман будет труднее, чем женщинам;-)

В книге почти 300 страниц, прочитала первые 50. И вот, что пока узнала:

Рэмзи не богаты, и просто чудо, как они ухитряются со всем управляться. Восемь человек детей! Восьмерых детей прокормить на философии!

Миссис Рэмзи в свои пятьдесят с небольшим, по-прежнему, красива, ею восхищаются коллеги и ученики ее мужа, она вообще любит "брать под крыло представителей противоположного пола". И ей очень льстит, что все они "буквально пародируют ее мужа". Ее муж умнее их всех, но и он в своих философских исканиях достиг собственного потолка, через который не может пробиться, за который поднимаются только гении.

Мы вскользь узнаем, что в молодости у миссис Рэмзи была трагическая история любви, что ее отношение к мужу - это коктейль из совершенно разных чувств и эмоций: временами она им восхищается, временами жалеет, временами презирает.

Пока так, движемся дальше!

Вирджиния Вулф. На маяк (фото автора)
Вирджиния Вулф. На маяк (фото автора)

Первая часть романа, 172 страницы книги, позади. И знаете, что мне пришло в голову? Человек бесконечно сложное создание. Он видит себя одним, хочет казаться другим, люди его воспринимают третьим образом. И все это создает бесконечный коридор отражений, словно в направленных друг на друга зеркалах. И что там, в глубине этого коридора, так сложно разглядеть. И знает ли человек сам, каков он на самом деле? И помнит ли он, каким был, до того как начал играть в эту игру, выбирая в каждой ситуации между "быть" и "казаться", и постепенно теряя грань между "быть" и "казаться"?

В этот раз я затруднила себе чтение и восприятие тем, что пытаюсь найти ответ на поставленный вопрос: "Была ли счастлива миссис Рэмзи?" Я накидываю примеры и в одну, и в другую корзинку, задумываюсь над моментами счастья и над моментами печатали, и сожаления, и недопонимания. И сейчас я думаю, что все эти рассуждения уводят меня от ответа, а не приближают к нему.

Когда мы прогулочным шагом идем по улице, походка получается легкой и непринужденной. Но стоит нам начать анализировать, на какую высоту поднять ногу, на какой угол ее подвинуть, как сохранить устойчивость в той ноге, что еще сохраняет контакт с землей, и все разваливается, все кажется таким сложным, что начинаешь удивляться, как это мы вообще обрели способность ходить.

Так же и с счастьем. Когда ты его не ищешь и не анализируешь, то сохраняешь способность попасть в его ритм и временами, хотя бы несколько мгновений в течение дня (а это не так уж и мало) ловить в душе ощущение гармонии, покоя, уюта, ощущение, что вот сейчас можно - отдохнуть.

Так была ли счастлива миссис Рэмзи? Она слишком контролирует происходящее в доме, происходящее за столом, прислушивается к мельчайшим изменениям в настроении своего мужа, чтобы вовремя прийти к нему на помощь, она смирилась с тем, что мужчины, в том числе ее муж, восхищаются ее внешней красотой, но не задумываются, что в ней есть и глубокое содержание... Казалось бы так много поводов считать себя несчастной, но миссис Рэмзи именно в этом нашла свое счастье.

Она ничего не сказала, но он знал. И она на него поглядела с улыбкой. Потому что снова она победила.
Вирджиния Вулф. На маяк (фото автора)
Вирджиния Вулф. На маяк (фото автора)

А потом миссис Рэмзи умерла. Вторая и третья часть романа - это жизнь семьи без нее. Это бесконечная тоска и рефлексия, это попытки разобраться, кем же она была в жизни своих детей, своего мужа, своих друзей.

Да, отношения мистера и миссис Рэмзи не были "безмятежной идиллией". И именно поэтому в них было особое достоинство, особая красота, особая атмосфера, во власть которой попадали все, кто бывал в их доме.

У каждого человека свое представление о счастье. Мое представление очень созвучно описанной в данном романе истории.

А как думаете вы? Была ли счастлива миссис Рэмзи?