Найти в Дзене

Возникновение государств. Беседа с чайниками.

Оглавление
Далёкие предки современных людей.
Далёкие предки современных людей.

Начну издалека.

У нашего далёкого общего предка произошла небольшая мутация из-за которой чуток изменилась анатомия гортани. И гортань получила новую опцию - способность производить разнообразные звуки. Более разнообразные, чем у других приматов. Это стало морфологической, анатомической предпосылкой возникновения речи. Эволюционист, наверное, сказал бы - тот самый ароморфоз, который открывает новые возможности к адаптации.

Что даёт речь?

Речь сообщает новые возможности кооперации соплеменников.

Речь позволяет транслировать, обобществлять частный опыт особи соплеменниками. По горизонтали - от отдельной особи к соплеменникам и по вертикали - от умудрённых опытом стариков к молодым соплеменникам, не имеющим своего опыта.

Хайли лайкли, речь стала важным эволюционным приобретением и с момента своего возникновения стала бурно прогрессировать от простого к сложному. Попутно развивались и мозги, поскольку в мозгах эта речь складывается. Нашим предкам пришлось не только свой опыт нарабатывать, но и усваивать племенную культуру. Чей мозг был больше и ловчее, тем особям больше улыбалась удача и их уникальные мозги имели больше шансов распространиться в популяции. Мозги эволюционировали и, соответственно, эта их эволюция открывала новые адаптационные возможности. Речь породила культуру, а культура это небиологическая адаптация к среде. Биологическая медленная. Одно поколение = одна мутация. Культура меняется значительно быстрее. Культурные мемы распространяются по популяции на порядки быстрее генов. Поэтому наша эволюция не столько генетическая, биологическая, сколько меметическая, культурная. Мы не слишком сильно отличаемся от наших далёких предков, сколько культурно. Дети-маугли тому свидетели.

Охотники-собиратели

Наши предки были ими. Как и все приматы в дикой среде обитания. Собирали и охотились. Культурная эволюция позволила переходить на следующие уровни.

Собиратели смекнули, что можно заняться земледелием, а не ждать милостей от природы. Так появилось земледелие.

Охотники смекнули, что можно некоторых животных приручить и выращивать под свои приглядом и перестать зависеть от милостей леса-джунглей-саваны. Так появилось скотоводство.

Разбойники

Но охотник охотнику рознь. Некоторые охотники могли смекнуть, что можно охотиться на плоды трудов земледельцев и скотоводов. Особенно, если они из чужих племен. Они ж чужие. Чем они лучше тех же диких животных? Они и говорить то могут на непонятном языке. Могут отличаться внешне. Цветом кожи и волос. Это для нас сегодняшних они разбойники, а для них самих - охотники. Только специализирующиеся на себе подобных, но чужих. Лось - много мяса, но стадо чужого племени - ещё больше мяса.

Но и разбойник разбойнику рознь. Никто не отменял мемов паразитизма и эгоизма. Паразитизм - тоже стратегия выживания. Древняя, как мир. Паразитизм на сородичах встречается и у других приматов. Почему же его не должно встречаться у людей, если он обеспечивает выживание? Главное - не быть пойманным и изгнанным из племени. Ум, как и нож, орудие универсальное. Может работать и на благо племени в целом, и на благо отдельного индивидуума, на индивидуальное выживание. Если мораль позволит. А мораль она тоже разной может быть. Всегда может найтись тот, кто на вопрос: "Тварь ли я дрожащая или право имею?" отвечает - "Имею право!" Поэтому феномен паразитизма преследует нас всю нашу историю и, думаю, мы от него никуда не денемся. В каких-то экстремальных случаях именно паразитизм позволяет выжить нашему виду. А альтруизм привести к гибели. Ведь кто прав? Тот, кто выжил. Крыса, которая способна пожирать своих, умирает последней. Не будет такой - умрут все. Правда, мы не крысы.

Демографический взрыв

Успешная адаптация к среде обитания чревата демографическим взрывом. Культура повысила нашу выживаемость, но на демографию влияла до сегодняшнего времени слабо. Если влияла. Жили, адаптировались, как люди, а размножались, как кролики. Совсем недавно нас стало 8 млрд.

Что означают такие демографические взрывы? То, что нужно расширять ареал обитания. Хорошо, если есть куда. А, если уже всё занято? И натыкаешься на огороды и пастбища соседей?.. Выручало то, что они могли оказаться для нас чужаками. То есть их можно было посчитать преградой на своём пути. Преградой, которую нужно либо приручить, загнать в своё стойло, обложить данью. Либо уничтожить и занять их земли.

В какой-то мере демографию уравновешивали болезни и голод, иногда обрушивавшиеся на племена. Что оправдывало высокую рождаемость. Но всякий раз, когда рождаемость начинала зашкаливать, приходилось мигрировать в поиске свободных земель или воевать с конкурентами за место на пашне/пастбище.

продолжение возможно...