Какая у вас цель? Давайте разбираться!
Например:
- Я хочу выйти на работу, поэтому ребёнок пойдёт в сад.
- Я хочу, чтобы мой малыш социализировался.
- Я хочу, чтобы он развивался.
- Я хочу, чтобы мой ребёнок сохранил свою уникальность и проявил свой талант вовремя.
Отвечая на эти запросы самим себе наиболее точно, мы можем прийти к правильным решениям. Экологично по отношению и к своим чувствами, и к потребностям подрастающей личности.
Когда цели ясны и внутренние силы уравновешенны, можно переходить к следующим шагам.
У меня их получилось 13.
1. Режим и время.
Как ни крути, ребёнку полезно существовать в определенных рамках. Даже если вы - сторонники свободного воспитания, хотя бы обед и отход ко сну нужно организовать вовремя. В определенное время и желательно не очень позднее. Я пробовала разное. И поняла, что с режимом легче сосуществовать и уйти от капризов.
Например, моя дочь с короткой эмоциональной волной. Её настроение может меняться от бурной радости до истерики в течение минуты! Уже в 2,5 года она перестала спать днём. И чтобы контролировать истерики хотя бы от усталости, я укладывала её спать пораньше. И даже сейчас, к 8-ми годам, когда я научила дочь делиться своим состоянием и эмоциями, и она легко справляется с ними, точно формулирует причины своих слёз, - для хорошего и спокойного состояния в течение дня Веронике требуется до 12 часов сна. Поэтому в некоторые дни она засыпает в 19 часов, чтобы встать в 7.00 и пойти в школу.
Сын совсем другой, ему достаточно 9 часов сна в день для полноценного отдыха.
Исходя из этого, выстраивается вся домашняя рутина. Занятия, вечерний туалет и сказка/история из жизни перед сном, которую очень ждут дети.
В будни дети смотрят только СОВЕТСКИЕ мультфильмы в течение 20 минут вечером.
Полнометражные фильмы и мульты, гаджеты с ограниченным выбором - только в выходные.
Если вы вышли из графика, заранее предупредите, что это время взято взаймы и сказка сегодня не получится. Если сильно вышли – просто терпите, дышите и осознавайте, ПОЧЕМУ у вас «рушатся стены».
2. Время нужно «потрогать».
Мы начинаем говорить о времени достаточно рано, так советуют психологи. Чтобы ребёнку было легче отпустить маму, она говорит, что придёт после того, как малыш поест, поиграет, погуляет и показывает на время. То же самое я использую в саду, когда малыши скучают.
Рассказываю, после каких активностей придёт мама. «Мама Таня, пять!» – раз в 15 минут сообщает и показывает мне на пальцах белокурый ангел двух лет. Это единственная фраза, которую она умеет произносить. То есть, понимаете, – это её единственный способ вербальной коммуникации.
Все 16 человек в саду хором повторяют за малышкой и веселятся. Мои же дети до сих пор меня троллят этой фразой…немного потряхивает изнутри.
Так вот, купите песочные часы!
Эмпирическим путём исследуйте с ребёнком, какая деятельность сколько времени занимает. Играем очень долго, а зубы чистим всего 2 минуты. Так ребёнку легче понять, что нет смысла тянуть время и откладывать, можно быстро «отстреляться», а дальше будет любимая сказка или история!
Дайте ребёнку план и расскажите, какое приятное будет его ожидать после чистки зубов! И даже если он прямо сейчас не хочет спать, то до сна у вас ещё целых два-три этапа! Ванна, сказка и волшебство!
А именно:
классные игры в ванне, развивающие дыхание и речь (напишите в комментариях, пришлю) и специальные карандаши, которыми можно рисовать на стенках (купить здесь);
- новая книжка про котёнка Шмяка, которую вы вместе выбрали в магазине;
- обсуждение дня в постели со свечой «2 радости и 2 гадости». Ребёнок вместе с вами вспоминает два хороших и два неприятных события дня. Вы их обсуждаете и делаете выводы. Можно говорить, пока горит свечка, а потом её задуть, чтобы все печали улетучились.
- время пригласить Оле Лукое - сказочного гнома, который раскроет яркий красивый зонтик, чтобы малыш увидел удивительные цветные сказки во сне.
3. Интерес – это отправная точка любого процесса.
Это всем известно и понятно. В теории. Когда мы сталкиваемся с малышом двух лет, который уже мало спит и много двигается, но всё ещё довольно примитивно играет - катает одну машинку или поит куклу «чаем» до посинения мамы…или хочет, чтобы читали одну сказку по 100 раз и показывали один мультик по 200 раз, - мы теряем энергию и мечтаем сбежать с подружкой в кафе, на маникюр или шоппинг.
И, что греха таить, даже нагулявшись вдоволь, мы не находим в себе сил играть в одну и ту же машинку и пить один и тот же чай с куклой. И ЭТО НОРМАЛЬНО.
Не нужно пытаться себя заставлять, не стоит испытывать чувство вины. Нужно просто сделать так, чтобы САМОЙ было интересно.
Поскольку я люблю праздники, сказки, музыку и театр, то каждый день превратила в праздник, построив занятия в своей студии по принципу музыкально-театральных игр.
- Если вы любите книги, ищите, выбирайте их вместе с ребёнком. Моя дочь с 4-х месяцев любым игрушкам предпочитала интерактивные книги. Сейчас она обожает разыгрывать сказки и рисовать. И я с удовольствием могу это делать вместе с ней.
- Если вы любите музеи, идите туда с малышами. Чем младше, тем лучше. Малыш до года в хорошем расположении духа, выспавшись, будет с удовольствием разглядывать движение людей, мелькание экспонатов и хорошо себя вести. Просто будьте уверены в этом. А потом он привыкнет, что в музее нужно себя вести подобающе.
- Если вы любите прогулки, гуляйте с умом. Разглядывайте облака, листочки, цветочки, обращайте внимание на жучков-паучков. Вы можете рассказывать самые сложные вещи простым и понятным для ребёнка языком. Он всё поймёт и запомнит. если любите готовить, – это лучшее, что можно придумать.
- Если любите готовить, – это лучшее, что можно придумать. «Воспитание сковородкой», то есть совместное приготовление блюд, способствует комплексному развитию. Этот постулат продвигает известное мне сообщество отцов.
- Обязательно подключайте малыша к домашней рутине, пусть помогает вам загружать вещи в стиральную машину или выбирать пыль, поливать цветы.
4. Покажите свою истинную эмоцию.
Ребёнок вас очень любит и не хочет расстраивать. Когда мы волнуемся и даже кричим на детей от нашего же собственного страха за них, они не понимают истинной мотивации и причины нашего поведения.
Поэтому прежде чем выходить из себя:
ЗАДАЙТЕ ВОПРОСЫ ребёнку
- что нужно лично ВАМ сделать, чтобы ребёнок последовал вашей просьбе;
- ЧТО именно вам нужно СКАЗАТЬ, чтобы ребёнок вас понял.
- поделитесь своим страхом за него. Пусть почувствует ваше волнение из любви, а не реакцию из агрессии и злости. Мои дети часто меня корректируют:
- «Мама, мне сейчас не понравилось, как ты это сказала».
С мужем я стала также настраивать диалог, «проверять», насколько мои фразы понятны, говорить только о своих чувствах и избегать прямых обвинений.
Соответственно и дети учатся у нас, наблюдая.
Уточню с примером:
Если ребёнку угрожает реальная опасность, и вам просто необходимо крикнуть, ваше сердце ушло в пятки и вы уже не контролируете ор...Кричите, что вы очень сильно испугались, что чувствовали, как будто сердце сейчас разорвётся на части. И сразу спокойно попросите ребёнка не пугать вас так больше:
- «Помоги мне не волноваться за тебя!».
Вдох-выдох.
5. «Забить» и ждать.
Отличный вариант для ленивых мам. Я тоже в какой-то степени ленива, могу что-то пустить на самотёк. Но помните всегда, что это «палка о двух концах». Во всем важен баланс.
«Вчера» я махнула рукой и не проработала навык чистки зубов у сына с полутора лет, потому что нервные клетки дороже, чем молочные зубы. А «сегодня» моя расслабленность вылилась в счёт от стоматолога на сотню тысяч рублей.
В любой непонятной ситуации просчитывайте, какой из компромиссов дешевле обойдётся.
Если ситуация касается здоровья и поведения - «зависать» с решением опасно, но и пичкать ребёнка лекарствами тоже не стоит.
Вы всегда можете задать вопрос в комментариях или записаться на консультацию, чтобы получить чёткий план действий без временных и финансовых потерь.
Подключайте голову и, когда вас настигнет результат ваших решений, не обвиняйте окружающую среду. Всё зависит только от вас. И следующие лайфхаки вам в этом сильно помогут.