Дорогие друзья, поклонники китайской живописи!
Уверен, многие из вас уже имеют свою авторскую печать, но многие еще только собираются заказать. Приобрести её довольно просто, но что с ней делать дальше?
Вот тут возникает масса вопросов.
Прежде всего это вопрос правильной компоновки подписи и печати на картине.
В очередной раз поделимся с вами огромным опытом китайских мастеров гохуа и немного напомним о ранее сказанном.
Авторская печать 名印míng yìn , как правило, ставится после поэтического комментария к работе и последующей подписи. На ней выгравировано имя автора картины или его псевдоним. Она же именуется, как «ведущая» и, как правило имеет прямоугольную форму, хотя и не всегда.
Свободная или досужая печать闲印 xián yìn, она же балансная ставится для уравновешивания композиции картины. На ней мы можем видеть название родного города автора, адрес, возраст, а также мысли и чувства автора, хобби, идеалы, художественный опыт и творческая позиция.
При этом не факт, что любое свободное место на картине можно использовать для этой печати.
Например, если мы устанавливаем печать в один из углов работы, печать будет называться «угловой». Она должна быть размещена в нижнем левом углу по диагонали к «ведущей», размещенной в правом верхнем под подписью.
Если с авторскими печатями все понятно, то свободная печать, отражающая внутренний мир автора, требует серьезного подхода каждого художника.
Это, можно сказать, небольшой рассказ о себе и своих принципах.
Подобные элегантные оттиски могут содержать философские, заставляющие задуматься идиомы, либо выражать личные интересы и искренние чувства автора. Так тексты на печатях могут повествовать о вашем отношении к живописи и непосредственно к творческому процессу:
«Написано в соответствии с чувствами; творить от души»
«Кисть танцует и тушь летает» (о порыве творческого вдохновения»
«Находить отраду в (своём) мастерстве; отводить душу в искусстве»
«Свободная манера письма»
«Рисунок, сделанный одним росчерком»
«Мастерство приобретается опытом» (мастерство рождается в упорной тренировке)
«Нанести завершающий штрих» - подчеркнуть самое существенное
«Вдохнуть жизнь»
«Путешествие в мире искусства»
«Кисть и тушь полны силы»
«Душа свободна (для данного дела) и руки умелы» - о сосредоточенной и спорой работе мастера и многое другое.
Печати могут отражать основные жизненные принципы автора:
«Быть полностью удовлетворённым; осуществить все желания, увидеть»
«Сердце не лежит к двум (вещам)» - не разбрасываться; посвятить себя одному целиком
«Ставить цель высокую, значительную»
«Брать начало в самом себе»- чувствовать себя свободно и расковано
«Мир- как ценность»
«Воды глубокой реки текут спокойно»
«Истинный Путь в культивации духа»
«Следовать своим желаниям» - делать, что захочется
«Душевное спокойствие; душевный покой»
«Великая красота - чистое сердце»
«Внешнее отражает внутреннее»
«Красота в сердце», и т.д.
Вы можете выбрать любую созвучную вашей душе надпись и помните, стиль вашей живописи должен гармонировать со стилем печати.
В идеале свободные печати по смысловому содержанию должны гармонировать с символикой картины, а стиль резьбы печати должен соответствовать живописному стилю работы.
Так, если вы пишете картину в стиле гунби, текст печати должен быть изысканным и аккуратным, резьба филигранной.
Если мастер сделал рамочку, она должна быть безупречной по всему периметру.
Если же вы работаете в стиле сеи, вам скорее подойдут печати, выгравированные смелыми грубоватыми движениями резца с нарочито сбитыми краями и зарубками.
При этом толщина иероглифов и рамки будет разной.
В этой, на первый взгляд неопрятности, наблюдается глубокое понимание восточной эстетики, когда живопись, каллиграфический стиль и стиль резьбы печати органично сплетены воедино.
Посмотрите на представленные изображения печатей и решите, какой стиль именно ваш?
Копирование текста возможно с обязательным указанием имени автора (Вячеслава Синкевича) и источника заимствования.