Три десятка лет проработала журналистская сеть Баренц-пресса (БПИ) в России, с 1995 года. Надо сказать, была полезной школой журналистики, позволившая её участникам без предрассудков взглянуть друг на друга. Входили в сетевое сообщество журналисты из стран Северной Европы (Норвегии, Швеции и Финляндии) и российских северо-западных регионов (Карелия, Коми, Мурманской и Архангельской областей и Ненецкого автономного округа).
Проекты, реализуемые Баренц-прессом, по большей мере касались профессиональной деятельности журналистов, хотя силами самих членов международной сети выполнялись и отличные социально-культурные проекты. Без сомнения, полезный был неформальный союз журналистов Северной Европы. Хотя элемент западного менторства по отношению к российским коллегам всегда присутствовал и ощущался в контактах российских членов Баренц-пресса и зарубежных отделений. С годами в работе БПИ всё больше наслаивалось политики. И становилось очевидным, что «золотой свой» век независимости БПИ от норвежских грантодателей прошёл. Инакомыслие становилось практически невозможным. Либо ты принимаешь позицию зарубежных отделений Баренц-пресса (а это с годами становилось делать всё труднее в силу категоричности установок скандинавских коллег), либо сеть тебя естественным образом отвергает. В результате с российской стороны в БПИ остались полные адепты западных общественно-политических установок. И так долго бы могло продолжаться, если б не российские законодательные барьеры, которые всякого сотрудничающего с Баренц-прессом ставили в положение иностранного агента. Против чего и возражать было невозможно. БПИ оказывал влияние на политику стран-участниц сетевого сообщества и жил на деньги иностранных правительств (прежде всего Министерства иностранных дел Норвегии).
Исключение национального правления «Баренц Пресс Россия» из Международного Баренц-пресса вполне логично. Культура отрицания всего российского давно захлестнула коллективный Запад, теперь эта политическая установка накрыла и международную сеть журналистов БПИ. Аминь. Упокойся с Богом, российский Баренц-пресс. Что, впрочем, не отменяет факта нашего дальнейшего совместно-раздельного проживания в зоне Баренц-региона. Может и свидимся ещё когда.
P.S. Впрочем, руководство «Barents Press International» сообщает о «приостановке деятельности» российского национального правления БПИ, но это сознательное самозаблужение. Решили хвост рубить по частям.
Анатолий Цыганков