Найти тему
Проект А4

Должен ли школьный учитель быть наставником?

В книге «Тайная опора» Людмила Петрановская говорит, что для успешного обучения у ребёнка должна сформироваться привязанность к учителю, должен включиться механизм следования. В этом материале мы рассказываем про образ архетипического наставника, а в комментариях предлагаем обсудить, должен ли совеременный учитель такому образу соответствовать.

«Образ Наставника в человеческой культуре — такой же мощный архетип, как архетипы Матери и Ребенка. Он присутствует в мифах и легендах, в героических сагах, в книга и фильмах о взросления, будь то легенды о короле Артуре или мультик "Кунг-фу панда". Оно и неудивительно. Человеку нужна учеба как особая, отдельная деятельность и отношения учитель-ученик как особые, очень важные в жизни отношения, сопоставимые по значению с отношениями привязанности, дружбы или любви» («Тайная опора»).

Образ наставника

Людмила Владимировна описывает образ наставника и утверждает, что механизм следования включается в том случае, когда школьный учитель похож на этот архетип.

«Настоящий наставник всегда немного супермен. Чтобы за ним было интересно тянуться, чтобы к нему — чужому, все-таки, человеку — включилось поведение следования, он должен быть особенным, должен впечатлять и восхищать, уметь что-то такое, чего никто больше не умеет, быть причастным к чему-то тайному, сакральному, куда нет вход непосвященным. Не случайно самые известные образы наставников — это маги, волшебники, существа из иного мира: кентавр Хирон, Мерлин, Гэндальф, Дамблдор, магистр Йода, Доктор Кто. Архетипический Наставник — это мудрец, могучий воин, много где побывавший, много чего на своем веку повидавший, совершивший немало подвигов».

«Архетипический Наставник смел, и учит тому же учеников».
«Архетипический Наставник смел, и учит тому же учеников».

Функции родителей и наставников

В «Тайной опоре» автор четко разделяет функции родителя и учителя. Родитель — безусловно любящий взрослый, который всегда поддержит и позаботится. Учитель же может критиковать, но также должен вдохновлять ребёнка развиваться.

Людмила Владимировна негативно относится к системе, при которой учителя подключают родителей к образовательному процессу и предлагают им выполнять функцию контроля. Родитель, по мнению автора, может помогать, но не проверять и оценивать.

«Как только вы присваиваете себе функцию контроля, как только вы выступаете единым фронтом со школой, особенно если ребенок ее не любит и боится — вы бьете, словно топором, по своей с ребёнком привязанности. Есть ли на свете контрольная, которая бы того стоила?»

«Архетипический наставник — ценный и труднодоступный ресурс. Он не будет ни за кем бегать и никого принуждать».
«Архетипический наставник — ценный и труднодоступный ресурс. Он не будет ни за кем бегать и никого принуждать».

Но не обязательно быть волшебником. Людмила Владимировна делает акцент двух важных компонентах: доминировании и заботе. Наставник должен быть взрослым: не жаловаться, не требовать внимания, а показывать всеми своими поступками, что он может справиться с трудностями и ответственностью.

А у вас были такие преподаватели?

Напишите в комментариях, как вы считаете, должен ли современный учитель соответствовать архетипическому образу, описанному в этой книге?