Больше всего из грядущего материнства на этапе беременности я боялась отупеть в декрете (под влиянием общественного мнения, конечно же). Спойлер: теперь-то я понимаю, что бояться надо было совсем другого (например, того, что можно поехать кукухой от недосыпа). Но тогда мне казалось это действительно важным, и планов на послеродовый период у меня было грамадьё: отучиться на курсе, сдать следующий уровень экзамена, начать хотя бы немного работать к концу года. Конечно, я понимала, что все может пойти по бороде, так как у ребенка мог оказаться любой, в том числе и самый проблемный характер. В итоге, Марго родилась адекватная, но в планах я до сих пор на первом пункте.
Всем привет! Я - Саша, и вы у меня на канале. Добро пожаловать! Пишу о мечтах и буднях мамы. И всегда с интересом читаю ваши мнения и комментарии :)
Каково это - учиться с ребенком на руках в условиях весьма ограниченных помощников (собственно, только муж) - расскажу в отдельной статье. Здесь же я хочу поделиться кое-какими инсайтами, недавно посетившими меня.
Наверное, для абсолютного большинства профессий выход в декрет действительно является мощным откатом назад. Прошли времена, когда можно было отучиться в вузе пять лет и потом преспокойненько катить на лыжах вузовских знаний весь свой профессиональный путь. Сейчас постоянное повышение квалификации требуется повсеместно. Lifelong learning, короче. Три года в отрыве от работы неизбежно повлияют на ваш уровень осознания актуальной ситуации в вашей профессиональной сфере.
Однако, представителям некоторых профессий отпуск по уходу за ребенком может дать и кое-что полезное. Например, в моем случае. До декрета я работала преподавателем английского языка в частных языковых клубах. Вела как индивидуальные, так и групповые уроки. Как для детей, так и для взрослых. Признаюсь, уровень языковых компетенций у меня, бесспорно, проседает в декрете. Заниматься самой время найти сложно, преподавать в силу неустаканенного режима дочери - тоже. Планирую, конечно, перед выходом на работу походить на занятия, чтобы разговориться, но уже чувствую, что вливаться будет непросто.
Все-же в декрете есть один большой плюс для моей профессии. Наблюдая за тем, как взрослеет и развивается ребенок, ты начинаешь больше понимать в психологии обучения. Ведь моя дочь учится новому каждый день!
Что я осознала (или переосознала) на примере того, как Рита учится новому:
1. Мы учимся путем многократного повторения
Перед тем, как освоить что-то новое, дочь тренирует это дни напролет. Например, сейчас она учится вставать без опоры. И это происходит ПОСТОЯННО. Она встает, падает на попу, берет что-то в руки, снова встает, стоит какое-то время, снова падает, пробует встать у опоры, потом снова сама, встает и машет руками, встает и плачет, встает и...Ну, вы поняли. Сложно представить ребенка, который долго-долго думал, а потом в один прекрасный день внезапно встал и пошел. Так что от "думанья" навыка не прибавится. Поэтому, чтобы научиться говорить на английском - надо не думать, а говорить. Ну, или сначала подумать, но потом все равно говорить. И говорить как можно больше.
2. Мы учимся от простого к сложному
Опять же легко проиллюстрировать эту мысль через освоение моторных навыков. Они развиваются от простого к сложному: сначала ребенок учится держать голову, потом переворачиваться, потом поднимается на четвереньки, ползет, садится, встает и т.д. Каждый последующий навык накладывается на предыдущий. Они все взаимосвязаны. Не бывает так, что сначала ребенок учится ходить, а только потом сидеть, потому что для тренировки вставания нужно часто плюхаться на попу (=сидеть). Так и в обучении любому другому: сначала - простое, потом - постепенное усложнение. Не нужно стараться постигать сразу Present Perfect. Даже если вам и удастся выучить формулу и понять принцип употребления, использовать его в устной речи вы, скорее всего, не будете, пока у вас не наработаны основные, более простые времена.
3. Мы учимся, повторяя за кем-то
Очень большую долю в развитии ребенка имеет пример родителей. А после определенного возраста - пример друзей. Недавно мы купили дочери новую игрушку - детский ксилофон. После распаковки, она его просто грызла. Сам собственно ксилофон, его палки. О том, чтобы извлекать из него звуки, не шло и речи. До тех пор, пока мы не показали ей, что постучав палкой, можно добиться бренчания. Теперь её не остановить. Ребенок научился, повторяя за нами. Если задуматься и проанализировать наше поведение, мы с удивлением обнаружим, что осваивая что-то новое мы ВСЕГДА повторяем за кем-то. Даже если этого не осознаем. Поэтому в любом обучении важна фигура наставника\учителя\гуру\сенсея. Называйте как хотите, но это должен быть человек, который вас вдохновляет (ну, или хотя бы нравится и вызывает доверие), за которым вам будет приятно повторять.
4. Мы учимся только тогда, когда закрыты базовые потребности
Если ребенок чувствует голод, он не будет тренироваться и осваивать новый навык. Он будет лежать или сидеть и орать до посинения. Если ребенок чувствует опасность (он часто остается один, мама не в ресурсе, на него кричат и т.д.), то его развитие также замедляется, так как сначала ему необходимо обеспечить себе безопасность, а потом уже учиться всему остальному. Именно поэтому очень важно создавать благоприятные условия для развития (не специально развивать ребенка, а просто делать так, чтобы ребенку не нужно было заботится о спокойствии, сытости и достаточном количестве сна), и тогда он сам будет познавать новое семимильными шагами. Если на занятии душно или учащийся хочет пить - обучение это последнее, о чем он будет думать. Если хотите сосредоточится и вникнуть хорошенько в материал, то сначала сходите в туалет, перекусите и уберите внешние раздражители, а потом будет вам счастье.
5. Мы учимся из любопытства
Любой более-менее опытный родитель знает, что исследовательскую деятельность детей невозможно направить в "нужное" русло. Иногда мы хотим показать им какую-то крутую игрушку, но они остаются к ней равнодушны. Мы пытаемся заставить их заниматься (рисовать, например), а они упорно ковыряют пластилин. Дети делают исключительно то, что им интересно в данный момент. И они не остановятся в этом процессе, пока не удовлетворят свой познавательный интерес. Чтобы человек учился качественно и с удовольствием, нужна мотивация. Чтобы поддерживать мотивацию, нужно актуализировать объект изучения. Делать это для каждого в группе из 30 человек - задача из разряда невыполнимых, поэтому чем меньше группа - тем лучше. Индивидуально - вообще бомба. Если хотите научится чему-то сами (а особенно - если обучение длительное), то учитесь постоянно "подогревать" свой интерес. Без него далеко не укатить.
Кроме всего вышеперечисленного, стоит отметить, что после выхода на работу, я, скорее всего, изменю свой подход к преподаванию. Раньше для меня был очень важен результат. И для его достижения в кратчайшие сроки я могла положить на алтарь многие "второстепенные" (как мне казалось) вещи: комфорт обучения для ученика, мотивацию и доверительные отношения между нами. Сейчас же я понимаю, что спешка или излишнее стремление к идеалу, конечно, хороши, но на краткий промежуток времени. В краткосрочной перспективе, так сказать. Потому что работать в стрессовом режиме невозможно на постоянной основе. Наши тела и мозги не созданы для постоянного стресса. И если мы хотим по-настоящему кайфовать от процесса, нам нужно научиться делать его позитивным, интересным и всячески приятным для всех его участников.
К этим инсайтам я пришла именно в декрете, наблюдая за свои ребенком. Будет ли откат в профессии? Возможно. Но я также многое пересмотрю и осознаю.
Чувствуете ли вы "отупение" в декрете? Планируете ли выходить на работу? Удается ли вам развиваться через взаимодействие с ребенком?