Предобзор к Гран-При Абу-Даби Формулы-1 (18.11.22-20.11.22)
Расширение географии автоспорта в начале XXI века неумолимо добралось до Ближнего Востока, в 2004 году в Бахрейне состоялся первый Гран-При. Успех данного этапа подтвердил прибыльность проведения соревнований мирового уровня на территории Аравийского полуострова, и организация спортивных состязаний в других странах региона была делом ближайшего времени.
Посмотрев на опыт первопроходцев, в Объединенных Арабских Эмиратах загорелись желанием привезти самую дорогостоящую гоночную серию мира на свою территорию. Динамично развивающееся государство обладало большими ресурсами, поэтому проект трассы, зародившийся в 2006 году, расширялся семимильными шагами. Для строительства комплекса был выделен искусственный остров Яс, на котором в 2007 году начала создаваться вся необходимая (и не очень) инфраструктура. Помимо трека, на территории были возведены парк аттракционов «Ferrari World», тематический парк «Warner Bros World» торговый центр «Yas Moll» площадью 300 тыс. м², фешенебельные отели, один из которых вписан непосредственно в трассу, гавань для яхт и многие другие элементы.
В окружении всего этого великолепия в 2009 году был сооружён блистающий новизной автодром «Яс Марина». Естественно, что такая богатая страна, как ОАЭ, не могла обойтись без изюминок в характеристиках трассы. Например, проектируемая длина трека должна была составлять 5555 метров, а общая длина гонки – 55 кругов, так как число 5 в исламских странах является счастливым, но при введении в эксплуатацию метр где-то потерялся и красивой цифры не вышло (при изменении конфигурации трассы к гонке 2021 года на это уже внимания не обращали). Другой любопытной особенностью является выезд с пит-лейн, расположенный в узком тоннеле, при этом он начинается за линией ограничения скорости, что несет в себе дополнительные сложности для гонщиков, покидающих боксы на непрогретых покрышках. Еще необычный фактор в том, что «Яс Марина» - единственный гоночный комплекс в мире, где все трибуны являются крытыми.
Ну и главной «фишкой» этапа в Эмиратах стала, конечно же, смена дня и ночи по ходу гонки. К моменту старта солнце начинает садиться, и борьба начинается в первых лучах заката. В течение всей гонки постепенно темнеет, а к финишу арабская ночь полноценно вступает в свои права. Так как шейхи дополнительно хотели подчеркнуть важность Гран-При Абу-Даби, то на известно каких условиях договорились с руководством Формулы-1 о том, что их этап будет завершать чемпионат мира, и в честь этого финиш победителя сопровождает фееричный фейерверк, особенно красиво смотрящийся на фоне потемневшего неба.
Первые гонки на новой трассе прошли на ура – изобилие острой борьбы, разнообразие стратегии, еще не приевшаяся смена времени суток – все это создавало именно то восхищенное, радостное настроение, с которым стоит уходить на зимний отпуск и ждать начала следующего сезона. Но после смены регламента в 2014-м году «Яс Марина» превратился в вотчину Mercedes. Пилоты «Серебряных стрел» практически без шансов для всех выиграли 6 следующих гонок, и над треком нависла необходимость перемен. Обгонов с каждым годом становилось все меньше, интрига в чемпионате умирала задолго до Гран-При Абу-Даби, а к чертам, выделяющим «Яс Марину» пред другими трассами, все привыкли.
К 2021 году гоночный комплекс пережил небольшую реконструкцию. В конфигурацию трека были внесены поправки, призванные добавить скорости и драйва (расширили «шпильку» перед километровой задней прямой, убрали медленную связку после второй длинной прямой, заменив её на широкий профилированный поворот). Вдобавок к этому, впервые за много лет судьба титула решалась в последней гонке, поэтому Абу-Даби вновь стал ареной самой яркой борьбы. Отголоски прошлогоднего сражения до сих пор звучат в паддоке и сердцах болельщиков.
Конечно, в этом году подобного напряжения ждать не стоит, но все же несколько интриг еще сохраняются. Не решена судьба второго места как в личном, так и командном зачете, и гонка в Эмиратах должна решить исход этого вопроса. Кроме того, этап на искусственном острове Яс станет последним в долгой карьере четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля, а также прощальным (возможно, навсегда) для Дэна Риккиардо, Мика Шумахера и Николаса Латифи. Каждый из них хочет напоследок показать свой лучший пилотаж, но вряд ли те, кто остаются, намерены добровольно дарить им подарки, поэтому нас ожидает захватывающая борьба, венчающая сезон 2022 года, который был преисполнен ожиданий перед началом, но слегка разочаровавший по ходу действия.
Расписание уик-энда (время московское):
Пятница, 18 ноября
1-я тренировка – 13:00; 2-я тренировка – 16:00
Суббота, 19 ноября
3-я тренировка - 13:30; квалификация - 17:00
Воскресенье, 20 ноября
Гонка - 16:00