Лет 50 назад, в советское время, студентку педагогического ВУЗа отправили на педагогическую практику в старообрядческое село.
Предупредили, что жить будет в семье староверов, есть возможность узнать о быте и укладе жизни старообрядцев.
Студентка-отличница приехала в обычное российское село, на вывеске в начале деревни не было написано, что село старообрядческое, где живут хранители старой веры.
Село как село..
Как все сёла российской глубинки.
Поселили у одинокой женщины-староверки.
Девушку приняли скромно, без фанфаров, показали комнатку и прочие условия жизни.
Всё , как обычно.
Через несколько дней в избу пришла знакомиться свекровь женщины, пожилая староверка.
- Меня Степанидой Михайловной зовут, можешь звать баба Стеша - представилась женщина молодой студентке.
И сходу задала вопрос, который поставил девчонку в полнейший ступор:
- Как ты крестишься?
На лекциях по научному атеизму, естественно, креститься студентов не учили, тем более, по-староверски.
Третьекурсница педагогического ВУЗа начала вертеть кулачок, пытаясь, что-то изобразить пальцами, но не смогла: не научили креститься ни в новой вере, ни в староверческой.
- Просунь большой палец-то между двумя и что получается?
Кукишем вы креститесь! Вот!, - победно закончила бабушка Стеша свою эмоциональную речь.
На следующий день любознательная студентка пошла знакомиться поближе с бабой Стешей и показать, что она грамотный человек, изучала старославянский язык и может даже читать церковные книги.
Жила старушка через дорогу, искать не пришлось, нашла быстро старушку в светелке, что была похожа на маленькую баню.
В аккуратной маленькой и низенькой комнатке стоял ткацкий станок, на полочках разложены готовые половички, радующие глаз своей пестротой, и книги, книги, книги...
- Ого!, - только и смогла сказать будущий педагог, - Сколько книг!
- На, почитай, вот эту, - попросила бабушка.
И студентка, взяв осторожно большую книгу "Жития святых" к удивлению бабы Стеши начала потихоньку читать замысловатые строчки на языке староверов, внимательно распутывая вязь старославянской азбуки...
С тех пор студентка и староверка стали дружить.
Бабушка оказалась милейшей женщиной, постоянно делая небольшие подарки стажировщице.
Научила ее ткать половички для дома, цветные и яркие.
Сначала резали на длинные полосы всё "шмотьё", связывали в длинные клубки.
Рассказала всю "внутрянку" работы ткацкого станка.
Вдоль ткацкого станка натянуты крепки долевые нитки (основа).
На челнок наматывается поперечная нить (уток).
Нит утка переплетает нить основы в поперечном направление и получается ... ткань половичков!
Если бы знала баба Стеша, сколько этого "добра" имеется в каждой городской квартире, шкафы ломятся...
Все старые вещи у нас выкидываются на помойку.
Сколько хороших и добротных, а самое главное, красивых вещей можно из них сделать!
Как-то в выходной день решила девочка-студентка помочь хозяйке в огородных делах.
Хозяйка определила ей фронт работы по прополке молодой свеклы, густо разросшейся на грядке.
Студентка-городская жительница вместо сорной травы удалила... молодую поросль свеклы, оставив сорняки!
Владелица огорода увидев такой "натюрморт" только всплеснула руками!
Пришлось быстро вдвоем сажать ростки свеклы опять на грядку которые не завяли еще...
Сварила хозяйка свиной холодец.
Угостила практикантку. Студентка дома в городе привыкла кушать холодец с уксусом.
Уксуса в доме у староверки не оказалось.
Не спрашивая хозяйку, студентка попросила немного уксуса для холодца у соседки, чем навлекла хозяйский гнев.
Оказалось, что в среде старообрядцев что-то просить по отсутствию чего-либо у соседей, не принято.
- Староверы должны иметь всё своё, а не побираться по соседям, - отрезала женщина-старообрядка.
И через минуту принесла мелко - тертый хрен, разведенный жидкими сливками.
(продолжение следует)