18 декабря 2002 года. Разгар святых дней Рождественского поста. Самый большой, Трапезный храм Троице Сергиевой Лавры Сергиева Посада, полон людей.
Здесь мы увидим и старцев Кирилла (Павлова), Наума (Байбородина), Германа (Чеснокова), монахов и духовенство. И тысячи мирян.
Монашествующие в скорби. Миряне не в силах сдержать слез. Навзрыд.
Большой гроб. В нем положен высокий красивый монах, почивший в возрасте Христа. Отпевание.
Наместник Троице Сергиевой Лавры, архиепископ Феогност, который обычно не говорит проповедей, на этом отпевании, берет слово:
«В промысле Божьем ошибок не бывает... Отцу Алексию хватило тридцати трех лет, чтобы раскрыться всей своей полнотой пред Богом и людьми... Я не побоюсь сказать: он — свят, и можно писать житие».
Что же успел сотворить за столь короткую земную жизнь дивный человек, отец Алексий, что удостоился таких слов Владыки?
Трудное послушание.
Иеродиакону Алексию (в миру – Сергею Григоренко - Писанюк) было дано самое трудное послушание – хоронить в Сергиевом посаде бездомных и безродных, хоронить останки абортированных младенцев.
На Благовещенском кладбище была целая аллея "отца Алексия". Великое множество захоронений.
Как он успевал совершать захоронения и зимой, и летом, в таком огромном количестве? Как он мог и похоронить по-христиански, предав земле, и литию прочесть прямо у могилы – просто удивительно.
Дивность заключается не только в том, что отец Алексий делал это. На каждом кладбище есть свои похоронные команды. Но как правило это особые люди, с несчастной, черствой душой. Нередко, пьющие от безысходности. А, иногда, и весьма меркантильные.
Отец Алексий делал свою работу по-христиански, чистым духом. Душа его не повреждалась от этого. Не становилась черствой, циничной, злой. Напротив, наполнялась Богом. Более и более.
Смирение, мир Божий в сердце, не дает злому приразиться, выталкивает прочь тьму, не допускает повреждения.
Кроме такого послушания, отец Алексий, помогал тысячам людей. Его считали безотказным. Не в смысле, на чьем горбе можно ехать. Он не был хлюпиком ни физически, ни духовно. А в смысле надежности и постоянства духовной помощи. Помогая людям, он исполнял для них Божье.
Он и крыши чинил, и дрова колол, и пожилых людей, у кого было туго с деньгами в 90е, встречал на вокзале и развозил. Перечень его добрых дел не вместился бы и в толстые тетради. Но сам отец Алексий не вел этому счет, но просто совершал.
Противодействие.
Были у него и стычки с властью, и с «кладбищенской мафией». Ведь он "сбивал" им баш. Дело то, по захоронению, доходное. А тут, как они видели: монах им конкурент.
Но, с Божьей помощью решалось все. Храброе и чистое сердце было у отца Алексия. Мирской гнили и подлости противостояло уверенно. Отец Алексий не боялся делать добро, не боялся за себя. Бог все благоустроит – считал. И Бог благоустраивал.
В Лавре у него была мощная защита в лице старца Кирилла (Павлова), которого все беспрекословно уважали. Старец был исповедником у иеродиакона Алексия Писанюка.
Оставленное Бога ради.
Сергей (мирское имя отца Алексия) мог выбрать путь "белого священника". Высокий, стройный, сильный, красивый, он пользовался успехом у девушек. Но, учась в Духовной семинарии, выбрал путь черного священства, монашества. Душа стремилась к Богу. Выбор был искренним.
При этом, своих друзей по семинарии, выбравших путь "белого священства", Сергей переженил. У всех на свадьбе был тамадой.
Его духовником в Украине (Сергей был родом из поселка Вишневское, в 90 км от Киева) был Владыко Филарет (Денисенко). В период церковного раскола в Украине, Владыко был гоним. Но Сергей не предал его, не заклеймил. Сергей не был "политиком от церкви", но боголюбивым человеком. Он по - человечески уважал Владыку Филарета, которого знал. Был благодарен ему за то, что тот открыл ему мир Христа, привил любовь к духовной жизни. И не считал себя вправе, ради своей корысти, клеймить того.
Это стоило ему церковной карьеры. Отец Алексий мог бы защитить диссертацию по богословию, получить "путевку" в большую церковную жизнь. Но он оставил все это. И не брезгуя, не боясь, взялся за такое трудное послушание как хоронить бездомных, как помогать нуждающимся.
Работал он очень много. Мог бы жалеть себя, отказывать людям. Но не жалел и не отказывал. Не люди просят, но Бог через людей. Как отказать Богу? И Бог давал силу ему на все добродетельные дела.
Такое послушание, такая духовная жизнь - самая сильная, самая искренняя, самая прямая к Богу. Это святость при жизни. Потому и понятны слова Владыки Феогноста.
Трагическая гибель.
Иеродиакон Алексий каждый год ездил в Дивеево, где скитоначальницей была его мама, инокиня Варвара. Каждый год это случалось в одно и тоже время, 16 декабря, в день именин святой Варвары. Ездил всегда с кем-то из братии. Маму свою отец Алексий любил и почитал. С детства звал ее на "Вы" (как принято в Украине) с глубоким уважением.
В 2002 году, так получилось, что с ним не поехал никто. У всех оказались веские причины. Алексий не мог пропустить именины. Он поехал один.
До этого он много ночей не спал, было много работы. В один миг, он заснул за рулем газели по прозвищу "Росинант". Мига оказалось достаточно, чтобы врезаться в автобус и оборвать его земную жизнь.
19 октября отцу Алексию исполнилось 33. Возраст Христа. 16 декабря его не стало. 17 декабря, в три часа пополудни тревожно бил колокол в Троице-Сергиевой Лавре. Люди узнали о его кончине.
За два месяца до трагедии, близкие , общавшиеся с отцом Алексием, замечали, что душа (или правильней сказать - дух) того, как будто бы в мире ином. Будто он предчувствовал свою смерть. Он не боялся ее, а, скорее, готовился предстать перед Богом. Чего бояться ему? Искреннему боголюбцу? Он жил с Богом здесь и готов предстать перед Ним там.
И может быть торопился успеть сделать все те дела здесь, которые обещал людям. Как отказать тем, кого ему посылает Бог? Никак. Помочь!