Найти тему
Игорь Орлов

Современный несвятой святой. История дивного Божьего человека.

Оглавление
Иеродиакон Алексий (в миру - Сергей Григоренко-Писанюк)
Иеродиакон Алексий (в миру - Сергей Григоренко-Писанюк)

18 декабря 2002 года. Разгар святых дней Рождественского поста. Самый большой, Трапезный храм Троице Сергиевой Лавры Сергиева Посада, полон людей.

Трапезный храм Троице Сергиевой Лавры, Сергиев Посад
Трапезный храм Троице Сергиевой Лавры, Сергиев Посад

Здесь мы увидим и старцев Кирилла (Павлова), Наума (Байбородина), Германа (Чеснокова), монахов и духовенство. И тысячи мирян.

Старец Наум (Байбородин), Троице Сергиева Лавра
Старец Наум (Байбородин), Троице Сергиева Лавра

Монашествующие в скорби. Миряне не в силах сдержать слез. Навзрыд.

Большой гроб. В нем положен высокий красивый монах, почивший в возрасте Христа. Отпевание.

Наместник Троице Сергиевой Лавры, архиепископ Феогност, который обычно не говорит проповедей, на этом отпевании, берет слово:

Архиепископ Феогност, бывший наместник Троице Сергиевой Лавры
Архиепископ Феогност, бывший наместник Троице Сергиевой Лавры

«В промысле Божьем ошибок не бывает... Отцу Алексию хватило тридцати трех лет, чтобы раскрыться всей своей полнотой пред Богом и людьми... Я не побоюсь сказать: он — свят, и можно писать житие».

Что же успел сотворить за столь короткую земную жизнь дивный человек, отец Алексий, что удостоился таких слов Владыки?

Трудное послушание.

Иеродиакону Алексию (в миру – Сергею Григоренко - Писанюк) было дано самое трудное послушание – хоронить в Сергиевом посаде бездомных и безродных, хоронить останки абортированных младенцев.

На Благовещенском кладбище была целая аллея "отца Алексия". Великое множество захоронений.

"Аллея" отца Алексия (там, где он хоронил бездомных) на Благовещенском кладбище Сергиева Посада
"Аллея" отца Алексия (там, где он хоронил бездомных) на Благовещенском кладбище Сергиева Посада

Как он успевал совершать захоронения и зимой, и летом, в таком огромном количестве? Как он мог и похоронить по-христиански, предав земле, и литию прочесть прямо у могилы – просто удивительно.

Дивность заключается не только в том, что отец Алексий делал это. На каждом кладбище есть свои похоронные команды. Но как правило это особые люди, с несчастной, черствой душой. Нередко, пьющие от безысходности. А, иногда, и весьма меркантильные.

Отец Алексий делал свою работу по-христиански, чистым духом. Душа его не повреждалась от этого. Не становилась черствой, циничной, злой. Напротив, наполнялась Богом. Более и более.

Смирение, мир Божий в сердце, не дает злому приразиться, выталкивает прочь тьму, не допускает повреждения.

Кроме такого послушания, отец Алексий, помогал тысячам людей. Его считали безотказным. Не в смысле, на чьем горбе можно ехать. Он не был хлюпиком ни физически, ни духовно. А в смысле надежности и постоянства духовной помощи. Помогая людям, он исполнял для них Божье.

Он и крыши чинил, и дрова колол, и пожилых людей, у кого было туго с деньгами в 90е, встречал на вокзале и развозил. Перечень его добрых дел не вместился бы и в толстые тетради. Но сам отец Алексий не вел этому счет, но просто совершал.

Противодействие.

Были у него и стычки с властью, и с «кладбищенской мафией». Ведь он "сбивал" им баш. Дело то, по захоронению, доходное. А тут, как они видели: монах им конкурент.

Но, с Божьей помощью решалось все. Храброе и чистое сердце было у отца Алексия. Мирской гнили и подлости противостояло уверенно. Отец Алексий не боялся делать добро, не боялся за себя. Бог все благоустроит – считал. И Бог благоустраивал.

В Лавре у него была мощная защита в лице старца Кирилла (Павлова), которого все беспрекословно уважали. Старец был исповедником у иеродиакона Алексия Писанюка.

Старец Кирилл (Павлов) и иеродиакон Алексий (Писанюк)
Старец Кирилл (Павлов) и иеродиакон Алексий (Писанюк)

Оставленное Бога ради.

Сергей (мирское имя отца Алексия) мог выбрать путь "белого священника". Высокий, стройный, сильный, красивый, он пользовался успехом у девушек. Но, учась в Духовной семинарии, выбрал путь черного священства, монашества. Душа стремилась к Богу. Выбор был искренним.

При этом, своих друзей по семинарии, выбравших путь "белого священства", Сергей переженил. У всех на свадьбе был тамадой.

Его духовником в Украине (Сергей был родом из поселка Вишневское, в 90 км от Киева) был Владыко Филарет (Денисенко). В период церковного раскола в Украине, Владыко был гоним. Но Сергей не предал его, не заклеймил. Сергей не был "политиком от церкви", но боголюбивым человеком. Он по - человечески уважал Владыку Филарета, которого знал. Был благодарен ему за то, что тот открыл ему мир Христа, привил любовь к духовной жизни. И не считал себя вправе, ради своей корысти, клеймить того.

Это стоило ему церковной карьеры. Отец Алексий мог бы защитить диссертацию по богословию, получить "путевку" в большую церковную жизнь. Но он оставил все это. И не брезгуя, не боясь, взялся за такое трудное послушание как хоронить бездомных, как помогать нуждающимся.

Работал он очень много. Мог бы жалеть себя, отказывать людям. Но не жалел и не отказывал. Не люди просят, но Бог через людей. Как отказать Богу? И Бог давал силу ему на все добродетельные дела.

Такое послушание, такая духовная жизнь - самая сильная, самая искренняя, самая прямая к Богу. Это святость при жизни. Потому и понятны слова Владыки Феогноста.

Трагическая гибель.

Иеродиакон Алексий каждый год ездил в Дивеево, где скитоначальницей была его мама, инокиня Варвара. Каждый год это случалось в одно и тоже время, 16 декабря, в день именин святой Варвары. Ездил всегда с кем-то из братии. Маму свою отец Алексий любил и почитал. С детства звал ее на "Вы" (как принято в Украине) с глубоким уважением.

В 2002 году, так получилось, что с ним не поехал никто. У всех оказались веские причины. Алексий не мог пропустить именины. Он поехал один.

До этого он много ночей не спал, было много работы. В один миг, он заснул за рулем газели по прозвищу "Росинант". Мига оказалось достаточно, чтобы врезаться в автобус и оборвать его земную жизнь.

19 октября отцу Алексию исполнилось 33. Возраст Христа. 16 декабря его не стало. 17 декабря, в три часа пополудни тревожно бил колокол в Троице-Сергиевой Лавре. Люди узнали о его кончине.

За два месяца до трагедии, близкие , общавшиеся с отцом Алексием, замечали, что душа (или правильней сказать - дух) того, как будто бы в мире ином. Будто он предчувствовал свою смерть. Он не боялся ее, а, скорее, готовился предстать перед Богом. Чего бояться ему? Искреннему боголюбцу? Он жил с Богом здесь и готов предстать перед Ним там.

И может быть торопился успеть сделать все те дела здесь, которые обещал людям. Как отказать тем, кого ему посылает Бог? Никак. Помочь!

Понравилось - ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.