Найти в Дзене
Шпионские страсти

Атака на Белоруссию.

1980-1982 годы СССР В целях нейтрализации враждебного влияния на население Белорусской республики, исходившего из Польши, где разворачивало свою деятельность движение «Солидарность», УКГБ БССР принимались дополнительные меры для активизации борьбы с идеологической диверсией противника и ее негативными последствиями. С началом событий в ПНР заметно увеличилось число засылавшихся в республику по почтовому каналу из стран главного противника идеологически вредных документов, которые конфисковывались. Возросло с 59 тысяч в 1979 году до 117 тысяч в 1981 году количество антисоветских и иных враждебных материалов и предметов религиозного культа, изъятых у иностранцев при въезде. Более злобными стали враждебные передачи радиостанции «Свобода», вещаемые в рамках «белорусской программы». Наряду с активным муссированием «белорусского вопроса» с позиций буржуазных концепций о «советской колонизации» и якобы проводимой политики русификации «Свобода» подстрекала советских людей к групповым нега

1980-1982 годы

СССР

В целях нейтрализации враждебного влияния на население Белорусской республики, исходившего из Польши, где разворачивало свою деятельность движение «Солидарность», УКГБ БССР принимались дополнительные меры для активизации борьбы с идеологической диверсией противника и ее негативными последствиями.

С началом событий в ПНР заметно увеличилось число засылавшихся в республику по почтовому каналу из стран главного противника идеологически вредных документов, которые конфисковывались. Возросло с 59 тысяч в 1979 году до 117 тысяч в 1981 году количество антисоветских и иных враждебных материалов и предметов религиозного культа, изъятых у иностранцев при въезде. Более злобными стали враждебные передачи радиостанции «Свобода», вещаемые в рамках «белорусской программы». Наряду с активным муссированием «белорусского вопроса» с позиций буржуазных концепций о «советской колонизации» и якобы проводимой политики русификации «Свобода» подстрекала советских людей к групповым негативным проявлениям, всячески восхваляла деятельность созданного антисоциалистическими элементами в ПНР профобъединения «Солидарность» как «истинного защитника интересов рабочего класса», внушала мысль, что «польский пример» приемлем и для других стран социалистического содружества.

В 1980—1981 годах также заметно активизировалась деятельность зарубежных белорусских националистов. Отчетливо фиксировалось их стремление к усилению влияния на «Белорусское общественно-культурное товарищество» в ПНР, которое зарубежные националисты рассматривают как своеобразный канал продвижения в республику враждебной идеологии. В период обострения внутрипольских событий прозападное крыло «товарищества» направило в ЦК ПОРП так называемый «меморандум» с требованием предоставления прав для расширения своей деятельности в духе «всеобщего обновления».

В порядке ограждения советских людей от враждебного идеологического воздействия, компрометации антисоветских центров и связанных с ними конкретных лиц органы госбезопасности республики активно участвовали в подготовке и проведении контрпропагандистских мероприятий с использованием средств массовой информации. В 1980—1982 годах при непосредственном участии пресс-группы КГБ БССР осуществлены издания книг: «Оружие обречённых», раскрывающая характер идеологической диверсии противника, и «Радиодиверсанты» — о подрывной деятельности радиостанции «Свобода». С прицелом на отпор идеологической диверсии этой радиостанции были даны публикации: «Клеветники на экране», «Сатана там правит бал», «Во лжи над пропастью», «Рутман на «Свободе», или Сколько стоят сегодня солёные огурцы». На ведущего одну из рубрик «белорусской программы» Макаренко-Хершковича были собраны негативно характеризующие его материалы, которые использовались в опубликованной в газете «Советская Россия» от 12 и 13 мая 1981 года в статье «Распад», разоблачающей враждебную деятельность «Свободы» и указанного отщепенца. Был осуществлен ряд других публикаций и контрпропагандистских радиопередач на заграницу.

Значительное время отводилось сбору доказательств соучастия проживающих в США активных белорусских националистов в злодеяниях, совершённых немцами в годы войны на территории БССР. Часть собранной информации была продвинута в органы юстиции Соединенных Штатов. Используя её, представитель американской прокуратуры Лофтус выступил с публичным разоблачением как военных преступников ряда вожаков националистической эмиграции и их американских покровителей.

Некоторые материалы КГБ БССР были реализованы через центральную и республиканскую печать. В результате в определенной мере погашена активность зарубежных националистов.

С помощью службы пограничного контроля предотвращалась засылка в республику энтээсовских материалов, призывавших «последовать примеру польских трудящихся».

Враждебные элементы из Польши предпринимали попытки организовать заброску в республику идейно ущербной литературы, программных бюллетеней, газет и листовок «Солидарности» вцелях «доведения до советских рабочих правды о положении в Польше».

По данным нашей агентуры, комитеты «Солидарности» на приграничных станциях ПНР получили указание своего центра о завозе в Советский Союз литературы, издаваемой «Солидарностью», через обслуживающий персонал загранпоездов. В порядке подготовки к осуществлению этого враждебного замысла указанное профобъединение заменило часть приезжающих по служебным делам в БССР польских граждан «своими людьми». С учетом данного обстоятельства Комитет госбезопасности республики совместно с Западным погранокругом усилил пограничный и таможенный контроль, что позволило своевременно пресекать попытки ввоза в республику идеологически вредной литературы. Например, при следовании в гор. Новополоцк двух польских граждан у них изъяли 277 экземпляров газеты «Наши дела», изданной гданьской «Солидарностью».

Польские органы внутренних дел в окрестностях Белостока выявили и обезвредили группу лиц, которая намеревалась забрасывать на советскую территорию литературу антисоциалистического содержания, используя для этого воздушные шары с контейнерами.

Гданьск. В ходе послевоенного переустройства Европы бывший «Вольный город» был полностью отдан Польше, а оставшееся немецкое население в принудительном порядке вывезли в Германию. Его место заняли в том числе столь же вынужденные переселенцы с территории так называемых «Крэсов всходних» — запада Беларуси и Украины, вошедших в состав СССР.*
Гданьск. В ходе послевоенного переустройства Европы бывший «Вольный город» был полностью отдан Польше, а оставшееся немецкое население в принудительном порядке вывезли в Германию. Его место заняли в том числе столь же вынужденные переселенцы с территории так называемых «Крэсов всходних» — запада Беларуси и Украины, вошедших в состав СССР.*

Определенное воздействие на формирование нездоровых настроений у отдельных жителей республики оказывало находившееся под влиянием «Солидарности» польское телевидение, передачи которого устойчиво принимаются на глубину до 70 километров от границы в Брестской и Гродненской областях, в зоне, где проживает около 900 тысяч человек. Об этом была представлена информация ЦК КПБ. По его указанию были приняты меры для усиления политико-воспитательной работы среди населения указанных районов и внесены коррективы в программы передач местного телевидения. Продолжительность передач Гродненского телецентра (на территории Гродненской области проживала основная масса лиц польской национальности и находилась большая часть функционирующих в республике костелов) была увеличена на два часа с учетом разницы поясного времени с ПНР, дополнительно введена специальная программа с показом популярных советских художественных фильмов.

* Получается, что польский Гданьск - прямая аналогия Галичины и её роли для Украины, только с польской спецификой.

(Источник: В. БАЛУЕВ)