Они заменят тебе просмотр его грандиозных фильмов, по три часа каждый. Начнем с того, что Скорсезе родился 17 ноября 1942 года.
Как и подавляющее большинство голливудских режиссеров, актеров и продюсеров с итальянскими фамилиями, Скорсезе родился в Нью-Йорке, да еще в районе Куинс. Немудрено, что самый первый его кинофильм — «Кто стучится в мою дверь?» — про житие итальянца из Большого Яблока с уголовными замашками.
Новичок Скорсезе снимал это кино несколько лет, постоянно переписывая заново сюжет, изменяя название самого фильма. В картине был занят еще один дебютант — актер Харви Кейтель из Бруклина, который с тех пор постоянно маячит в фильмах Скорсезе. Кейтель есть и в «Ирландце» 2019 года, то есть спустя 52 года после их первого сотрудничества.
Далеко не все знают, что знаменитый видеоклип Майкла Джексона «Bad» снял Мартин Скорсезе. И точно так же мало кто знает, что полная версия видеоклипа длится 18 минут. Основную часть клипа составлял черно-белый фильм. По телевизору его практически не показывали, оставляя только цветной четырехминутный кусок.
При всей любви к музыке, Скорсезе не особо горел желанием снимать видеоклипы. Кроме песни Майкла Джексона он еще состряпал видео на композицию канадского певца Робби Робертсона «Somewhere Down the Crazy River» в том же 1987-м.
У нас Робертсон почти никому не известен, в заграницах же это культовый персонаж, ибо Робертсон был одним из основателей группы The Band, которая много лет аккомпанировала Бобу Дилану.
Скорсезе и Робертсон дружили с давних пор, какое-то время они даже были соседями.
Скорсезе за свою немалую насыщенную жизнь снял лишь два видеоклипа. Зато у него было страшное количество документалок и концертных фильмов — про Боба Дилана, Джорджа Харрисона, Rolling Stones. А еще неудачно стартовавший телесериал о рекорд-индустрии «Винил».
Появляться в кадре Скорсезе не особенно любит. Говорит, что чувствует себя неудобно. Хотя иногда в его картинах можно разглядеть камео с участием режиссера. Самое известное — пассажир в «Таксисте» 1976 года, который детально рассказывает, как хочет прикончить свою жену.
Участие Мартина в данной сцене никак не планировалось, однако нанятый под нее актер, как назло, в день съемок не смог выйти по причине болезни.
Еще в семидесятые годы Скорсезе задумал идеи для трех обязательных, по его мнению, фильмов, с которыми он ходил десятилетия, пока эти фильмы созревали и пока кто-то из киностудий не соглашался дать на них денег.
Первой из этих трех долгостроев на экраны вышла посткатолическая драма «Последнее искушение Христа» в 1988 году. Следующий долгострой увидел свет аж в 2002-м — это «Банды Нью-Йорка». Примечательно, что оба были приняты киноведческой средой на ура.
А вот третье кино застряло в лимбо. Это байопик о судьбе певца и актера Дина Мартина. Фильм задумывался под названием «Дино», однако еще с конца 90-х проект заморожен. Скорсезе очень хотелось, чтобы Дина Мартина сыграл Том Хэнкс, а Фрэнка Синатру — Джон Траволта.
Скорсезе оказался одним из режиссеров, которым продюсер Стивен Спилберг предлагал снять «Список Шиндлера». Сам Спилберг долго не мог созреть до того, чтобы взяться за этот сложный проект самостоятельно. Однако и другие великие режиссеры ответили отказом.
Скорсезе ответил Спилбергу, что «Список Шиндлера» должен снимать еврей, а не итальянец. Роман Полански отказал, так как для него это была слишком больная личная тема. А Билли Уайлдер прямо заявил, что лучше Спилберга никто с этим не справится.
Читай также
Скорсезе никогда не считался коммерческим режиссером, и тем не менее его фильмы собирают предостаточно публики. Рекорд кассовых сборов для Мартина Скорсезе — «Волк с Уолл-стрит», который в 2013 году сгреб 392 миллиона долларов, как и подобает фильму со столь красноречивым названием.
Скорсезе потом часто с гордостью заявлял, что большая часть кинофильма была сплошной импровизацией на месте. В какой-то момент к ним на огонек даже заглянул Стивен Спилберг, увидел, как идет съемка, и стал тотчас давать дельные советы и помогать с камерой. Одним словом, Спилберг стал ненадолго одним из режиссеров «Волка с Уолл-стрит».
В это невозможно поверить (а может, наоборот, слишком легко поверить), но у Скорсезе не было режиссерского «Оскара» вплоть до «Отступников». Да-да, лишь в 2007 году он получил своей единственный «Оскар». Кстати, он говорил, что это даже к лучшему. Мартин Скорсезе искренне считал, что если бы получил «Оскар» слишком рано, то это оказало бы сильное влияние на его режиссуру и, скорее всего, не самое лучшее.
И еще забавное. Когда Скорсезе получал награду за «Отступников» от режиссерской гильдии Америки, то заявил, что это его первый фильм с сюжетом.