Интегральные усилители — штука удобная, так как можно обойтись без лишних блоков и проводов. Однако у настоящих аудиофилов своя система ценностей. Главное здесь не размер или число аппаратов, а итоговый звук. Насколько его получится улучшить, разделив ламповый интегральник на отдельные модули?
Технология противоречий
Ламповые системы прекрасно выглядят и звучат — вряд ли найдутся желающие всерьёз с этим спорить. Но есть у такой техники и не слишком сильные стороны. Главная из них — относительно невысокая выходная мощность. Более того, самые низковаттные — однотактные модели на триодах прямого накала. То есть именно те, которые выдают наиболее правильные и гармоничные интонации. Их невысокая мощность ограничивает меломанов и в выборе акустики, и в жанровом разнообразии музыки.
За устранение такой вопиющей несправедливости и решили взяться инженеры польской компании Fezz Audio, известной ламповыми усилителями с завидным для чисто европейского бренда соотношением качества и цены.
Его величество триод
Прямонакальные триоды — радиолампы простой конструкции. У них всего три электрода, причём работу катода выполняет нить накаливания. Изобретены они были в первые годы ХХ века и сразу вдохновили инженеров на создание усилителей звуковой частоты. Их схемы тоже были проще некуда и работали в чистом классе А. Том самом, который теперь так ценится за низкий уровень нелинейных и интермодуляционных искажений.
Ламповые усилители на пентодах и лучевых тетродах появились позднее. Они были созданы в погоне за мощностью и снижением энергопотребления, но для настоящих аудиофилов триод навсегда остался лампой номер один.
Деление с остатком
Полный двухканальный усилитель на легендарных триодах 300B в каталоге Fezz Audio тоже присутствует, мы уже рассказывали о нём. Именно он стал базой для создания парочки наших испытуемых. Однако моноблоки Mira Ceti 300B — это не просто разделённый на две части одноимённый интегральник. Его особенность в том, что на каждый канал в параллели работают сразу два комплекта ламп: выходные 300B и отвечающие за их раскачку 6SN7.
Кстати, все лампы — российского производства, маркированные известным брендом Electro-Harmonix. Во многих конструкциях роль драйверных ламп часто достаётся небольшим 12AX7 или их аналогам. Однако польские разработчики остановились на более крупных 6SN7, поскольку площадь анода может оказывать серьёзное влияние на звучание. Кроме того, тандем 300B и 6SN7 известен низким уровнем гармоник высоких порядков. И чётные гармоники, разумеется, преобладают над нечётными, ведь именно эта особенность придаёт ламповому звуку теплоту и мелодичность.
Ещё один немаловажный момент связан с питанием. В каждом Mira Ceti 300B Mono Power установлен такой же блок питания, как в его интегральном собрате. Так что запас мощности здесь больше, да и вопрос с взаимопроникновением сигналов разных каналов решён радикальным образом.
Хром, стекло и трансформаторы
В дизайне «трёхсоток» нет излишеств вроде подсветки или накладок из ценных пород дерева, однако стиль серьёзного лампового аппарата чувствуется во всём. На низком корпусе основного шасси поблёскивают полированным хромом кожухи трансформаторов, а в них отражаются крупные лампы причудливой формы.
Регуляторов на фасаде нет — его украшает лишь крупный шильдик с лазерной гравировкой. Корпус покрыт полуматовой эмалью чёрного, белого, бордового или красного цвета. При желании лампы можно защитить прочным кожухом, входящим в комплект поставки. Однако прятать такую красоту за металлической решёткой решатся немногие. На задней панели расположены лишь входной «тюльпан» и крупные клеммы для акустики. Их три, поскольку восьми- и четырёхомные колонки подключаются к разным отводам вторичной обмотки. Благодаря такому решению мощность аппарата не зависит от импеданса нагрузки.
Надо сказать, что выходные трансформаторы служат ключевым элементом любого лампового однотактника. Из-за высоких и подчас взаимоисключающих требований они отличаются изрядными размерами и сложностью конструкции. Например, сборку их в тороидальном формате сильно осложняет постоянный анодный ток, протекающий через первичную обмотку. Чтобы сердечник не входил в магнитное насыщение, в нём приходится делать разрез, что негативно сказывается на других характеристиках. Правда, у Fezz Audio есть серьёзный козырь. Ведь фирма создана на базе компании Toroidy — авторитетного разработчика трансформаторов для аудиофильской аппаратуры.
Сила правильной лампы
Предусилителем для пары Mira Ceti 300B Mono Power в тестовом сетапе выступил Fezz Audio Sagita. Этот твердотельный аппарат может похвастать собранным и нейтральным звучанием — в самый раз для объективного анализа ламповых компонентов.
Основными колонками стали электростатические Martin Logan ElectroMotion ESL X. Однако, для полноты впечатлений использовались и башни Martin Logan Motion 60XTi, построенные на классических динамиках. Частотный диапазон наших испытуемых простирается от 12 Гц до 60 кГц, причём при неравномерности всего -3 дБ — для «лампы», тем более однотактной, характеристики выдающиеся.
Выходная мощность составляет 15 Вт, то есть почти вдвое больше, чем у базового интегральника Mira Ceti 300B. Конечно, в транзисторном мире такими цифрами никого не удивишь, однако в своём классе показатели богатырские. К тому же меломаны давно подметили, что при одной и той же номинальной мощности ламповые аппараты звучат куда увереннее и динамичнее.
Энергичная гармония
Прослушивание начинаем с лёгкого вокального джаза. В альбоме Эбби Линкольн Talking to the Sun очень рельефно прописаны и перкуссия, и духовые, и, разумеется, голос самой артистки. Тандем наших усилителей и электростатов сумел выстроить из этих элементов на удивление объёмное пространственное полотно. Звуковые образы были идеально позиционированы как по глубине сцены, так и по ширине. При этом мягкая ламповая пластичность не мешала передаче подробностей на высоких частотах, но самым благотворным образом сказывалась на тембральном богатстве вокала.
Redemtion Джо Бонамассы — удовольствие иного рода. Казалось бы, гитарный драйв — не самый ламповый жанр, однако и здесь Mira Ceti 300B проявили себя в полной мере. Плотный спектр сигнала с серьёзными динамическими перепадами не поставил усилители в тупик. Напротив, ламповый флёр лишь подчеркнул яркие соло, не оставив без внимания и бэк-вокал, и на редкость энергичную духовую секцию.
Сюита Эдварда Грига «Пэр Гюнт» лишь подтвердила, что широким динамическим диапазоном Mira Ceti 300B Mono Power не напугаешь. Ожидать от подобной системы взрывных симфонических всплесков было бы странно, но для «лампы» настолько живая отработка музыкальных контрастов — большая редкость. Даже глубокие басы оказались быстрыми, вдобавок в них совершенно не чувствовалось монотонности или размазанности. То есть хорошее тембральное разрешение сохранялось практически по всему частотному диапазону.
В заключение ставим Quantum gate — 30-й оригинальный студийный альбом немецких электронщиков Tangerine Dream. И снова убеждаемся, что жанровая избирательность ламповых систем — вопрос правильного подхода к построению системы. В нашем случае хороший запас по питанию, абсолютное разделение каналов и включённые в параллель выходные лампы сумели подружить лучшие качества лампового усиления класса А с музыкой любой ритмики или мелодики.
Технические характеристики
МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫХОДНАЯ МОЩНОСТЬ 15 Вт ДИАПАЗОН ЧАСТОТ (-3 дБ) 12 Гц — 60 кГц ИМПЕДАНС НАГРУЗКИ 4/8 Ом НЕЛИНЕЙНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ (THD) <0,1% ЛАМПЫ 2 х 300B, 2 x 6SN7 ПОТРЕБЛЯЕМАЯ МОЩНОСТЬ 115 Вт МАССА 13 кг
Итоги
Оконечные усилители Mira Ceti 300B Mono Power придают звучанию триодных однотактников немало энергии и динамики. А полностью раздельные тракты делают звук более прозрачным и утончённым. Кроме того, они расширяют свободу в выборе как предусиления, так и колонок. Словом, крайне интересный вариант для меломана.