Друзья! В данной статье мы продолжаем рубрику «Шаманиме», в которой на протяжении нескольких обзоров рассматриваем самые яркие работы конкретного года, основываясь на рейтинг, отзывы и наше собственное впечатление. В прошлый раз мы узнали о самых интересных аниме 1990 года, составив личный топ на основе уникальности, новаторства и сюжета каждого из них. В этот раз мы предлагаем вспомнить, какой японской анимацией в особенности запомнился 1991 год, богатый на интересные произведения, завоевавшие популярность во всём мире.
Так как в этот год происходило множество перемен, побуждавших людей искать отдушину в медиакультуре, творчестве или эскапизме, японская анимация претерпевала не меньшие изменения, направляя фокус внимания на работы, в которых особую роль играют ностальгия, внутренние переживания, преобразование личностных ориентиров, испытание внешних обстоятельств, фантастические миры, а также идея коллективизма, напоминающая, что все мы похожи, и каждый сталкивается с теми или иными трудностями вне зависимости от чего-либо.
1. Городской охотник 91 (яп. シティーハンター'91)
Данная работа является четвёртой многосерийной частью известной многим серии аниме, повествующей о приключениях профессионального телохранителя, работающего на особых условиях. Аниме было создано по мотивам манги с одноимённым названием, автором которой является Ходзё Цукаса, а в 1993 году на его основе был снят боевик с элементами комедии, главного героя в котором исполнил Джеки Чан. Также в 2011 была адаптирована южнокорейская дорама с Ли Мин Хо в главной роли, которая и по сей день популярна среди поклонников кинематографа Азии. Каждая из версий позволяет нам посмотреть на историю главного героя с самых разных сторон.
Продолжение детективной истории вновь погружает нас в расследования Рё Саэбы, который стремится избавить Токио от преступности и несправедливости. Главный герой меток в стрельбе и опасен в борьбе, любит красивых девушек и терпеть не может, когда кто-то пытается ему помешать. Рё уважает добрых и честных людей, желает поменять мир в лучшую сторону. Потому главный герой намерен сделать все, что в его силах, чтобы хоть немного избавиться от лицемеров, живоглотов и прочих пренебрегающих другими людей с городских улиц. Именно по этой причине Саэба называет себя «Чистильщик», и включает в собственную «профессию» широкий перечень работ: от сбора секретной информации и охраны человека, который его нанимает, до шпионажа и убийства тех, кого необходимо.
Несмотря на то, что по ходу сюжета можно ощутить влияние поговорки «без зла не бывает добра», некоторый экшен, присутствующий в работе, совершенно не ощущается, так как за фасадом комедийного боевика скрывается глубокая мысль о важности человека. На протяжении аниме мы неоднократно можем заметить, что, пусть главный герой и ведёт себя время от времени инфантильно или, напротив, резко, у него по-прежнему присутствует основательный фундамент собственных ценностей, которых он придерживается.
Рё Саэба любит свой город, людей, любит жизнь. Он желает правосудия и старается добиваться его по-своему правильными способами. В рамках «Городского охотника», опуская криминал и переизбыток любвеобильности, мы можем лицезреть преданность человека собственным принципам и желание сделать будущее людей счастливым, добившись спокойствия как среди населения, так и в собственной душе.
Эта японская анимация понравится каждому, кто любит тайны и загадки, наблюдать за их изучением и расследованием, а также за раскрытием личности, весомое количество боевых сцен, забавные ситуации и толику романтики.
2. Дневник Каёко (яп. うしろの正面だあれ)
Эта японская полнометражная анимация была создана по мотивам книги Каёко Эбины, написанной на реальных событиях и рассказывающей о мировой драме, разворачивающейся вокруг жизни самой писательницы в её детские годы. У аниме существует также альтернативное название «Кто стоит за спиной?», которое является наиболее правильным с точки зрения его японской версии. Интересный факт: название работы было вдохновлено фразой из популярной в Японии детской игры, заключающейся в следующем: одному из игроков завязывают глаза, а остальные образуют вокруг него хоровод и напевают песню, в конце которой выбранный игрок должен назвать имя того участника, который в данный момент находится у него за спиной. В случае попадания человек, стоящий в круге, занимает место названного, а в случае ошибки – дети кружатся, напевая песню, снова, пока имя не будет угадано.
Сюжет аниме закручивается вокруг девочки по имени Каёко, которая проживает в Токио и только-только начала своё обучение в школе. Каёко - очень жизнерадостный и творческий ребёнок, любит петь и танцевать. Внезапно девочка узнаёт о том, что в скором времени в её семье будет прибавление: мама беременна, и Каёко с нетерпением ждёт, когда станет старшей сестрой. Однако в мире идёт Вторая Мировая война, и как только она касается семьи главной героини, её беззаботному и лёгкому детству навсегда суждено измениться.
Данная работа является интересной за счёт восприятия её событий глазами ребёнка: мы можем наблюдать за переживаниями обычных людей в виде семьи Каёко, попавших в обстоятельства, на которые они никак не способны повлиять. Наблюдая за тем, как маленькой девочке приходится резко взрослеть, вместе с ней сталкиваясь с потрясениями, ощущая важность человечности и значимость своих близких, вы одновременно наслаждаетесь трогательной картинкой и невинной подачей, в то же время проходя вместе с героями через всю развязку событий.
Картина понравится тем, кто любит исторические повествования и драматизм, которые отображаются сквозь призму чистых невинных глаз. Произведение играет на чувстве справедливости и сопереживании, напоминая о том, через что проходили наши предки, и скольким порой приходится жертвовать. Затронув самые дальние уголки души, аниме «Дневник Каёко» достойно просмотра не сколько с развлекательной точки зрения, сколько с познавательной и эстетической.
3. Ещё вчера (яп. おもひでぽろぽろ)
Текущая полнометражная работа является экранизацией манги с аналогичным названием, нарисованной в 1982 году Хотару Окамото и Юко Тонэ, и представляющей собой сборник коротких историй из детства главной героини. По стилистике можно догадаться, что аниме было создано студией Ghibli под руководством Исао Такахаты и Хаяо Миядзаки, которые специально для экранизации добавили несколько новых сюжетных линий. Интересно то, что данная картина является редким случаем в истории японской анимации, так как для большинства сцен, повествующих о взрослой жизни главной героини, голоса персонажей были записаны заранее, благодаря чему аниматорам удалось придать героям более естественную мимику.
История начинается с того, что девушка Таэко отправляется из Токио, где она живёт, в префектуру Ямагата, чтобы помочь своим родственникам со сбором шафрана. Таэко является среднестатистической работницей в офисе большой компании, привыкшая к суете мегаполиса и ликам каменных джунглей. Во время путешествия в деревню, в которой выросла, она начинает анализировать свою жизнь и мысленно возвращаться в детство, во времена пятого класса.
Героиня заново переживает давние открытия, вспоминая радостные и тяжёлые моменты своего детства, и по ходу сюжета складывается ощущение, что девушка ещё не успела найти своё истинное предназначение в этом мире, а путешествие в гостеприимную деревушку из прошлого всё сильнее и сильнее помогает ей разобраться в себе и пересмотреть ценности жизни.
Аниме пропитано атмосферой тепла, лёгкости и доброты, так знакомой и привычной нам по будущим работам Ghibli. Те, кто постарше, узнают себя во взрослой Таэко, а дети – в маленькой, вместе с персонажами предаваясь ностальгии, наслаждаясь пейзажами и прелестями загородного быта. Это одна из тех анимаций, после просмотра которых на лице невольно застывает улыбка и появляется осознание, сколько в этой жизни на самом деле прекрасного, как важно помнить свою собственную историю и слушать, в первую очередь, собственное сердце.
4. Уважаемый старший брат (яп. おにいさまへ…)
Это многосерийное аниме адаптировано на основе манги Риёко Икэды. Режиссёром работы является Осаму Дэдзаки, прославившийся в предыдущие годы благодаря «Astro Boy» и «Dororo». Основной особенностью данной картины в рамках нашей подборки является то, что сюжетная линия официально повествуется в жанре «сёдзё-ай», пусть и по ходу самого аниме на «сёдзё-ай» ощущаются лишь полутонные лёгкие намёки.
История начинается с последнего дня обучения Нанако Мисоно: сегодня дополнительные занятия в её классе проводит студент университета. Он произвёл на девушку столь сильное впечатление, что после урока она догнала учителя на школьной лестнице и обратилась с необычной просьбой: разрешить ей делиться новостями из своей жизни в письмах, отсылаемых ему, словно старшему брату. Получив согласие, происходящие в дальнейшем события, излагаемые в письмах ученицы, начинаются с обращения «Уважаемый старший брат!». Именно этот ключевой момент и стал идеей для названия.
Проходит время, и, поступив теперь уже в старшую школу, Нанако вместе со своей хорошей подругой Томоко начинают новый этап своей жизни. Так как школа Сэйран является престижным учебным заведением для девушек из обеспеченных семей, в ней имеются не просто свои уникальные порядки, но и особая система иерархии, некое «сестринство». В него входят старшеклассницы, представляющие собой «элиту школы» с массой привилегий. Попасть в это сестринство, разумеется, является мечтой большинства учениц, но удаётся это совсем немногим. Несмотря на это, только что оказавшаяся в школе Нанако уже приглашается в «сестринство», хотя и сама не понимает, чем удостоена такой чести, происходя из совершенно обычной семьи и не отличаясь никакими талантами.
В этом аниме сделан акцент на психологию, в частности, - психологию подростков, эмоциональный рост и развитие, становление личности и приобретение опыта. Наблюдая за социализацией героини, мы можем увидеть разнообразных колоритных персонажей: как добрых и лояльных, так и самых что ни на есть жестоких. Данная японская анимация учит нас тому, что люди бывают разными, у каждого свои собственные травмы и история, и важно в любых обстоятельствах оставаться сильным, чутким и преданным себе.
Старик Z (яп. 老人Z)
Наша последняя в списке, но не по значимости, картина в научно-фантастическом жанре, которая была создана режиссёром Хироюки Китакубо. Над созданием анимации работал целый ряд разнообразных компаний: от Sony Music Entertainment Japan до Aniplex и TV Asahi. Это позволило работе получить «Майнити» - ежегодную японскую кинопремию, спонсируемую газетой «Майнити симбун», за анимацию, практически сразу же, в год его выпуска.
События разворачиваются в Японии, где остро стоит вопрос о решении проблемы старения населения. Уже существующая программа поддержки, согласно статистике, не справляется с огромным количеством престарелых граждан, которым необходимы не только регулярный уход, но и медицинская помощь. Таким образом Министерство Здравоохранения решает разработать совершенно новый проект социального обеспечения, который поможет не только самим пенсионерам, но и их родным, урегулировать проблему.
Суть проекта – изобретение новейшего компьютера «Z-001», запрограммированного на специальный уход за немощными и слабыми. Он самостоятельно считывает информацию о самочувствии пенсионера, определяя потребности и время их удовлетворения, также предоставляет различные варианты проведения досуга и даже может защитить больного или слабого в случае возникновения опасности, при этом являясь саморазвивающимся за счёт внешней информации.
Для тестирования и презентации первой модели «Z-001» выбор Министерства Здравоохранения падает на Кидзюро Такадзаву, идеально подходящего по параметрам, с которыми работает компьютер. Так как сам по себе Кидзюро человек весьма пожилой, ещё и прикованный к постели, его родственники принимают решение и ставят подпись согласия на соответствующих документах для участия в проекте. Однако с таким решением совершенно не согласна Харуко, являющаяся ухаживающей за престарелым испытуемым студентка, так как она считает подобные методы негуманными: робот не может заменить человека. Вскоре ей на электронную почту начинают приходить неоднозначные сообщения с просьбой о помощи.
В аниме отчётливо прослеживается противостояние традиционных ценностей и современных технологий, конфликт поколений, а также мораль сострадания и милосердия. Необычный сюжет делает японскую анимацию ещё более зрелищной и интригующей, а нестандартная тематика и оригинальные, но в то же время такие стандартные и знакомые каждому из нас в жизни герои наполняют её особой глубиной.
Завершая статью, должен сказать, что при знакомстве с аниме 1991 года я открыл для себя и другие замечательные творения, которые, пусть и не вошли в вышеупомянутую пятёрку, но совершенно точно заслуживают вашего внимания, как я считаю, и обязательны к просмотру:
Смотрели ли вы аниме, представленные в этой статье? Или, может быть, среди них есть то, что вы с уверенностью могли бы назвать любимым, порекомендовать друзьям или даже ещё раз пересмотреть? Буду рад почитать ваши комментарии. 😊
Ставьте лайк, подписывайтесь на Яндекс.Дзен и читайте другие статьи на моём канале. До встречи в будущих публикациях. 😉
Статья подготовлена в соавторстве с Анастасией.