Найти в Дзене

Критерии оценки по русскому языку в начальной школе

Источник изображения - Яндекс Картинки
Источник изображения - Яндекс Картинки

Ставить отметки детям - всё равно что ходить по краю пропасти или по лезвию ножа. Не знаешь, как пройдёт день после диктанта. Будет ли всё спокойно, или чьи-то мокрые глаза с третьей парты будут смотреть на тебя с укором. А ты будешь чувствовать себя сволочью Бабой Ягой, у которой одна цель - уморить как можно больше невинных малышей.

А ещё в ночи может прийти сообщение от разгневанной мамы: "И как там вам спится, Марьванна? Совесть не мучает? Поставили "три" за словарный диктант моей девочке; расстроили её! Я бы, кстати, "четыре" поставила".

А бывает и такое: "Что-то, Марьванна, вы моему Петьке отметочки завышаете. Что это такое: две ошибки - "четыре"? Больше трояка не заслужил! Пусть знает, как слово "вольтомиллиамперметр" пишется!"

Вот чтобы не было разногласий, удивления и гнева при виде неожиданно не той цифры под работой, существуют общепринятые критерии оценки. У каждой школы на сайте среди локальных актов есть "Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации", где прописаны основные критерии оценивания. Советую почитать.

Конечно, эти "Положения..." в разных школах могут быть разной степени подробности, прозрачности и "водянистости". Если у вас останутся вопросы, вы имеете право их задать администрации и попросить разъяснений.

Ниже напишу сначала общие моменты для всех предметов, а потом перейду конкретно к оцениванию работ по русскому языку. Возможно, статья получится длинноватой.

Задачи школьной отметки:

- диагностика образовательной деятельности;

- роль связующего звена между учителем, учеником и родителями (законными представителями).

Принципы выставления отметки:

- справедливость и объективность;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- гласность и прозрачность;

- своевременность.

Отметка «5» - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объёме соответствует учебной программе, объём овладения системой знаний, умений и навыков составляет 90-100% содержания или:

- полный правильный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему;

- умение применять знания на практике; - умение обосновывать собственные суждения; приводить собственные примеры).

Отметка «4» - 70-90% или: правильный, но не совсем точный ответ.

Отметка «3» - 50-70% или:

- правильный, но не полный ответ;

- допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил;

- недостаточно глубокие и доказательные суждения;

- неумение приводить примеры;

- непоследовательное изложение материала.

Отметка «2» - 20-50% или неправильный ответ.

Отметка «1» - отказ от ответа , а также отсутствие работы без объяснения причин или по неуважительной причине (интересно, где-то ещё ставят "единицы"?)

Русский язык

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

- неправильное написание слов, нерегулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием - словарные слова, список которых всегда есть в конце учебника и которые надо учить наизусть);

- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

- наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;

- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

За одну ошибку в диктанте считаются:

а) два исправления;

б) две пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове "ножи" дважды написано в конце ы,

г) две негрубые ошибки.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);

б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена-забыта;

в) дважды написано одно и то же слово в предложении;

г) недописанное слово.

Недочёты:

- отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

- отсутствие красной строки;

- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

За ошибку в диктанте не считают:

а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

"5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).

В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

"4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

"3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.

"2" ставится за диктант, в котором более 5 ошибок; работа написана неряшливо.

При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки (более жёсткие, чем за диктант)

2 - 4 класс: "5" - безупречно списано (в 4-м классе допускается 1 исправление);

"4" - 1 ошибка и одно исправление;

"3" - 2 ошибки и 1 исправление;

"2" - 3 ошибки.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим: главными критериями оценки являются:

- обнаруженное учеником усвоение правил и определений;

- умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

- умение приводить свои примеры на данное правило или определение.

"5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

"4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

"3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

"2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.

"5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочёты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).

"4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также есть 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.

"3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.

"2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.

Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных и контрольных работ. Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами (учатся наизусть!)

Объем словарных диктантов:

2 класс: 8 - 10 слов,

3 класс: 10 – 12 слов,

4 класс: 12 -15 слов.

Оценивание словарных диктантов (самое строгое!):

"5" ставится за безошибочное выполнение работы;

"4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;

"3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;

"2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.

Важно! Если ваш ребёнок имеет статус ОВЗ и обучается в общеобразовательном классе по адаптированной программе (АООП), то на сайте школы также должна быть размещена эта программа с критериями оценки. Они должны отличаться от критериев для остальных детей класса.

Напоследок вопрос из комментариев под предыдущей статьёй (не дословно): "Что означает учительское "см" под работой в тетради?"

Сами дети часто говорят: "А мне мама сказала, что "см" - это двойка".

Нет, ребята, это не так. "См" означает, что учитель просмотрел вашу работу. Но предмета оценивания в ней нет. Так бывает, например, когда вся классная работа просто списана с доски - например, идёт объяснение и отработка новой темы и нельзя дать самостоятельную работу. Если только учитель не хочет оценить качество самого списывания.

И да, это существенно экономит учителю время на проверку тетрадей))

Справедливости ради скажу, что я могу поставить "см" ученику, если вижу, что пока ему рановато получать отметку за эту тему. Он её ещё не усвоил, а лишнюю "два" ставить не хочется. Так что "см" - это не двойка, а спасение от неё))

P.S. Хочу ещё раз предупредить вас, родители, вот о каком моменте в изучении русского языка вашим ребёнком. Есть ошибки на правила - они лежат в компетенции учителя. Материал должен отрабатываться на уроках. А есть ошибки, лежащие в компетенции логопеда-дефектолога. Если они появились в тетрадках - надо бить тревогу и обращаться к специалисту. Учитель не поможет. Вот они:

- пропуски букв в словах (клссная рабта вместо классная работа),

- отсутствие мягкого знака (палто, кон вместо пальто, конь) либо замена его на гласный (палето, коне)

- замена гласных я, ю, е, ё (лустра вместо люстра, клюн вместо клён),

- частое отсутствие знаков препинания,

-замены букв типа: себака, заяч вместо собака, заяц,

-слитное написание слов (ялублумаму вместо я люблю маму),

-недописывание слов до конца.

Вот вам живой пример из тетради моего ученика (работа шла под диктовку; но списывает с текста этот же ребёнок вполне прилично, на твёрдую "4"). Здесь только специалист поможет. Я бессильна.

Фото из личного рабочего архива
Фото из личного рабочего архива

Мамы-папы, будьте бдительны и внимательны. И у всех будут пятёрки! (Моя голубая мечта).

Критерии оценки по математике и чтению в начальной школе

Критерии отметок по окружающему миру, ИЗО и технологии в начальной школе
Записки счастливого учителя10 декабря 2022