Найти в Дзене
Ваша попутчица

Память нашего сердца,немного мистики.

Эта история уходит своими корнями далеко, в сороковые года прошлого века. Великая Отечественная война была в самом разгаре и немец рвался к Сталинграду. Сестра моего дедушки, Мавра, с мужем Никитой к тому времени нажили четверых сыновей. У Никиты была бронь, он трудился в колхозе механизатором. Летом 1942 года началась очередная мобилизация по Астраханской области. Повестка пришла в дом к старосте села, его сельское прозвище было Мудун. Почему-то дали такое не очень почетное прозвище.. А желания идти воевать у него совсем не имелось. Поэтому обманом - не все были грамоте обучены да и доверяли начальству - в Астрахань под его фамилией был отправлен Никита. Там все и выяснилось. Остался Никита служить под своей фамилией вместо старосты в 248-й стрелковой дивизии 28 Армии. Решался вопрос о защите от немцев выхода к Волге, это огромное пространство между Сталинградом и Дагестаном. Немецкое наступление на Астрахань было приостановлено, и на юге противник до Волги так и не дошел.

Эта история уходит своими корнями далеко, в сороковые года прошлого века. Великая Отечественная война была в самом разгаре и немец рвался к Сталинграду. Сестра моего дедушки, Мавра, с мужем Никитой к тому времени нажили четверых сыновей. У Никиты была бронь, он трудился в колхозе механизатором. Летом 1942 года началась очередная мобилизация по Астраханской области.

Повестка пришла в дом к старосте села, его сельское прозвище было Мудун. Почему-то дали такое не очень почетное прозвище.. А желания идти воевать у него совсем не имелось. Поэтому обманом - не все были грамоте обучены да и доверяли начальству - в Астрахань под его фамилией был отправлен Никита.

Там все и выяснилось. Остался Никита служить под своей фамилией вместо старосты в 248-й стрелковой дивизии 28 Армии.

Решался вопрос о защите от немцев выхода к Волге, это огромное пространство между Сталинградом и Дагестаном. Немецкое наступление на Астрахань было приостановлено, и на юге противник до Волги так и не дошел. Несмотря на то, что моторизованные отряды разведки все - таки добирались до Волги в сентябре 1942 г.

А подразделение, в котором служил Никита, попало в плен в Сянцыкском ущелье в октябре 1942 года. Это между Уттой и Хулхуттой (в 2 км от Хулхутты в 1982 году построили Мемориал в честь воинов 28 Армии, которые отбросили врага от Астрахани) в Яшкульском районе Калмыкии. Немцы натянули колючую проволоку по периметру - а внутри находились наши ребята, их не кормили, иногда давали воды.

Эта весть дошла и до семьи Никиты. И бабушка Мавруша, тогда двадцатидевятилетняя молодая женщина решила съездить туда. Всего-то ничего, км 70 будет напрямую. На волах, взяв с собой собранную по родне еду, бесстрашная женщина поехала разыскивать своего мужа, взяв с собой в попутчицы старшую золовку.

Доехали,немцы разрешили передать еду. Никита попрощался с женой, понимая, что живым навряд ли останется. Передал ей свой бараний тулуп, сказав, что ему он уже навряд ли понадобится, а им

пригодится. Просил поцеловать ребят. Мне даже представить себе трудно, как все это происходило, как женщины доехали до дома.

А немцы облили людей,весь лагерь бензином и сожгли. 21 ноября был освобожден п. Хулхутта. Немного оставалось ребятам до прихода своих.

Через много лет в тех местах стали проводить свою вахту поисковые отряды Калмыкии и Астрахани. Наши власти рассекретили архивы 1941-1945 годов, и мы с вами получили доступ к документам той поры.

Ну а Мудун, он оказался вредным мужичком. Когда подрос младший сын Никиты, Виктор, а Мудун уже состарился, он стал доставать молодого человека. Видел, что тот реагирует эмоционально. Говорил всякие гадости об отце. Вот Виктор и не стерпел оскорблений и как-то его ножичком и пырнул. Почему-то к врачам сразу его не повезли. Лежал дома какое-то время и слышны были его стоны, что, дескать, Витька меня зарезал! Так и скончался. Дядю Витю осудили.

При нас, внуках, взрослые никогда ничего не говорили лишнего. И все эти данные я собрала уже сейчас, расспросив братьев, внуков Никиты.

Если ехать по трассе из Элисты в Астрахань , то недалеко от Мемориала в с. Утта, с правой стороны можно увидеть несколько обелисков, поставленных в честь геройски воевавших на этой земле красноармейцев, погибших в Сянцыкском ущелье. Это дело рук местных жителей и ребят из поисковых отрядов.

Однажды июньским днем 2021 года мы с мужем ехали по этой трассе из Элисты. Я думала о всех этих событиях, вспоминала мужчин-фронтовиков из нашей семьи, их вдов с ребятишками. Пару дней назад в тех местах прошла сильная пыльная буря. Нас высадили на повороте в с. Буруны, там нас подобрал племянник и повез в Лиман.

Дорога лежала мимо села, где родился мой папа и жили наши родственники, и я упросила ребят заехать на кладбище. Солнце уже катилось к закату. Проведав свои могилки, я возвращалась к выходу и чуть не споткнулась о старый деревянный крест. "Видимо, во время бури сломался!" - подумалось мне. Оглянулась, чтобы узнать откуда он и не нашла. Сфотографировала, прислонила к оградке на соседнем захоронении и мы уехали.

Дома нас ждала сестрица, стол ломился от угощений. Мясное горячее, ранний лиманский, самый рассыпчатый и вкуснющий картофель, котлеты из щуки - национальное блюдо этих мест, хе из судачка, салат со свежими орурцами-помидорами, под стопочку, вяленая воблешка. В процессе застолья рассказываю о находке. Показываю фотографию. Я - то не местная, приезжая внучка. А сестра школу в селе закончила, всех знает и помнит. Что вы думаете, это был крест Мудуна. Случайность? Может быть и так. Я ехала и их вспоминала, и тут вдруг мне под ноги...Царствие им всем небесное!