Режиссер кинокартины Ирина Обидова в интервью информагентству "Пенза-пресс" рассказала, откуда появилось название фильма, какие проблемы раскрываются в киноленте и может ли она чему-то научить.
– Ирина, расскажите, почему фильм называется «1 000 дешевых зажигалок»?
– Это второй вариант названия. Первая версия – «Взрывник №2». В варианте Bomber Number Two он пойдет в международный прокат, а текущее название возникло, когда мы поняли, что «Взрывник №2» не очень хорошо пойдет для российского и надо подыскать альтернативу. Это название предложила Лиза Цыганова – автор сценария. Когда она его писала, слушала разную музыку, в частности, группу «телеэкран» Егора Попса, у него есть проект «1000 дешевых зажигалок». Лиза писала фильм под эти треки. Ей показалось, что у нас зажигалки драматургически отыграны в истории и это хорошее название. Она его предложила, участники группы разрешили нам его использовать, и оно, собственно, всем понравилось. Есть метафора, образ зажигалок – взрывной характер, подростковый бунт, и что будет, если бросить зажигалки в костер. Играли со словом «зажигалки» и пришли к выводу, что название будет таким же, как и у песни, оно будет очень нам подходить.
– Как в картине затрагивается тема скулшутинга?
– «Скулшутинг» используется как термин, по сути, это случаи экстремизма в учебных заведениях, когда подростки используют разное оружие. Это может быть стрельба или бомба. У нас именно стрельбы нет в колледже, есть бомба, которая «проходит» через всю историю.
– Какой у фильма посыл, чему он может научить детей?
– Этот фильм может заставить задуматься на тему того, что самое главное, что у нас есть – это жизнь. Выбор в пользу жизни можно сделать, даже находясь почти на черте, после которой дальше ничего нет. Также это картина о том, как важно быть услышанным. То есть это обращение ко взрослым о том, как важно слышать детей и подростков, потому что тогда, возможно, мы сможем им помочь – они будут чувствовать какую-то поддержку и опору и, может, будет меньше тех, кто дойдет до черты.
Мы не хотели делать историю, в которой мы скажем, что виноваты учителя, родители или государство. Старались подойти к этой теме так, чтобы показать ее сложной, многогранной и донести, что очевидного ответа и решения – «вот эти виноваты, их надо наказать» – нет. Мы очень сильно старались этого избегать. Когда смотришь историю, понимаешь, что это очень комплексная проблема, что роль и социума, и учебных заведений, и семьи, и самих подростков, их социума – она огромна. Решать ее, наверное, тоже надо комплексно. Наверное, надо идти, прежде всего, от того, что следует научиться слушать и слышать друг друга.
[...]
– Прибегали к помощи специалистов в качестве консультантов – психиатров, психологов?
– Да, конечно. Мы делали большое исследование, брали много интервью, консультировались по поводу истории и с психологами, и с самими подростками, с детскими омбудсменами. Также нас консультировали спецслужбы – когда мы делали одну из сцен. То есть мы не хотели никакую из сторон обвинить, сказать, что психологи или спецслужбы плохо работают. Мы хотели понять, как это все происходит, отчасти реконструировать события, где-то придумать свои, потому что наша история не основана ни на одной из тех, которые произошли. Мы просто их изучали, исследовали тему и уже создавали свой мир вокруг проблемы, которая для нас очень важна. Конечно же, перед нами постоянно стояла этическая дилемма – говоря о преступлениях, мы своим фильмом ни в коем случае не должны никого ни к чему подтолкнуть. Наоборот: те, кто, возможно, находится в ситуации выбора, на перепутье, они должны посмотреть и понять, что ничего хорошего за этим выбором не будет. Возможно, это какое-то морализаторство, но, мне кажется, в этой теме без него было бы тоже невозможно работать.
Чтобы узнать мнение профессионального психолога о таких фильмах и о том, действительно ли подобные кинокартины могут повлиять на сознание подростков и уберечь от опасных действий, мы обратились к эксперту Ирине Жаровой.
«С одной стороны, такая режиссерская задумка отражает нашу действительность. Другой вопрос – это дети. То есть как им преподать взрослую, жестокую действительность так, чтобы они ее поняли правильно? Кроме того, нужно учитывать удар по психике. Если задумка режиссера направлена на тщательный анализ этого пути на понятном детям языке, тогда в таких фильмах есть смысл, потому что они будут заставлять детей рефлексировать, анализировать первые шаги, а не последствия – с чего не стоит начинать. Потому что шалость запускает весь процесс, и подросток не замечает, как совершает преступление. Тогда фильм будет иметь глобальный смысл», - считает она.
Полный текст статьи доступен по ссылке
https://www.penza-press.ru/news/culture/46663/
И в официальной группе психолога Ирины Жаровой
https://vk.link/puteshestvie_pozhizni
Напомним, в России работает единый телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122. Главная задача консультантов – снять остроту психоэмоционального напряжения и уберечь собеседника от опрометчивых и опасных поступков.