Трое из четырех обвиняемых получили пожизненные сроки за сбитый в 2014 году гражданский авиалайнер
Гаагский окружной суд признал трех человек виновными по громкому делу о крушении рейса MH17 "Малайзийских авиалиний", который был сбит на фоне боевых действий на востоке Украины в 2014 году. Россия раскритиковала расследование и судебное преследование под руководством Нидерландов как не вполне объективные.
Один из обвиняемых был оправдан из-за недостатка доказательств, но трое были приговорены к пожизненному заключению, отчасти из-за их "отвратительного" отношения к процессу, сказал судья Хендрик Стеенхуис. Всех четверых судили заочно.
Прокуроры представили убедительные доказательства причастности четырех обвиняемых к сбитию самолета, объявил суд во время слушаний в судебном комплексе Схипхол (JCS) в голландском городе Бадхеведорп. Судебный процесс начался в марте 2020 года, обвинения в убийстве и уничтожении гражданского самолета были выдвинуты против подсудимых.
Суд заявил, что не считает, что обвиняемые намеревались сбить гражданский самолет, полагая, что стреляли по военной цели, но, тем не менее, их действия являются преступными. Стинхуис отметил, что невозможно определить, кто именно отдал приказ о запуске ракеты.
Судья также сказал, что трое мужчин, признанных виновными, будут обязаны выплатить семьям жертв более 16 миллионов евро в качестве компенсации ущерба. Это будет регулироваться украинским, а не голландским законодательством, за исключением положения, исключающего однополых партнеров, добавил он.
Рейс "Малайзийских авиалиний" был сбит в июле 2014 года, когда он пролетал над восточной Украиной. Все 298 человек, находившиеся на борту, погибли. Инцидент произошел в то время, когда украинские правительственные войска вели ожесточенные бои с повстанцами, выступавшими против итогов вооруженного переворота в Киеве.
Два региона на востоке Украины в конечном итоге провозгласили независимость и образовали Донецкую и Луганскую народные республики, которые, вместе с двумя другими бывшими украинскими регионами, были приняты в состав России после референдумов в начале этого года. В настоящее время между двумя странами ведутся широкомасштабные боевые действия.
Четверо обвиняемых по этому делу — граждане России Игорь Гиркин, Сергей Дубинский и Олег Пулатов, а также украинец Леонид Харченко, все они занимали руководящие должности в антикиевских ополчениях. Все четверо отрицали выдвинутые против них обвинения и были судимы заочно. Прокуроры потребовали для обвиняемых пожизненного заключения. Пулатов был единственным участником процесса, который предпочел, чтобы его представлял адвокат. Он был признан невиновным.
Голландское дело в определенной степени опиралось на материалы, предоставленные службой безопасности Украины, СБУ. Суд признал, что источник доказательств не был беспристрастным, но заявил, что не нашел доказательств фальсификации.
Киев и его западные сторонники возложили вину за сбитый MH17 на Россию, утверждая, что она предоставила системы ПВО повстанцам, которые приняли гражданский лайнер за украинский военный самолет и обстреляли его из пусковой установки "Бук".
Москва заявила, что Украина располагает таким же типом вооружения и могла открыть огонь по авиалайнеру "Боинг". Она также заявила, что в расследование не были включены доказательства, противоречащие утверждениям прокуроров, а также следовало принять во внимание непредоставление Украиной необработанных данных радара в день трагедии. Киев заявил, что информация была недоступна.
"Аламаз Антей", российский производитель системы "Бук", опубликовал свой анализ инцидента. Он пришел к выводу, что ракета, сбившая рейс MH17, скорее всего, была выпущена с позиции, занимаемой украинскими войсками, и не могла быть выпущена с территории, контролируемой повстанцами, которую указали следователи. Компания, которая в 2015 году провела ряд экспериментов, утверждает, что самолет был сбит более старой версией ракеты "Бук", которая не используется Россией, но остается на вооружении украинских военных.
Суд постановил, что оценка "Алмаз-Антея" не поддается проверке и, следовательно, не может быть принята. Компания принадлежит России, и поэтому ее мнение не может быть надежным, считает суд. Он заявил, что самостоятельно изучил альтернативные сценарии развития событий и счел их неправдоподобными.
Министерство обороны России заявило, что серийные номера, обнаруженные на фрагментах ракеты, найденных на месте происшествия, идентифицируют ее как выпущенную с украинского склада.