Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это нервно-поведенческое расстройство, характеризующееся сочетанием трех базовых компонентов: невнимательности, гиперактивности и импульсивного поведения.
У детей симптомы, связанные с СДВГ, обычно проявляются так:
- сложность удержания внимания на выполнении школьных или домашних заданий;
- частое отвлечение от основной деятельности;
- забывчивость и трудность с организацией заданий или вещей;
- трудности с сидением на одном месте;
- появление частого беспокойства;
- безрассудное или импульсивное поведение;
- чрезмерная болтовня и перебивание других.
Признаки СДВГ обычно выявляются в раннем детстве— хотя его однозначно можно диагностировать только в подростковом или взрослом возрасте — и часто проявляются в поведенческих проблемах в школе, трудностях с пониманием учебного материала или выполнением заданий. По данным американской медицинской статистики США, в 2016 году более 9 процентам детей школьного возраста был поставлен диагноз СДВГ. При этом отмечаются различия на уровне пола. Так, мальчикам ставится большинство диагнозов СДВГ, и они с большей вероятностью проявляют симптомы гиперактивности; девочки, напротив, чаще проявляют признаки невнимательности.
В дополнение к симптомам невнимательности или гиперактивности у детей с СДВГ могут быть диагностируемые проблемы с настроением, включая беспокойство и депрессию. У большинства таких детей симптомы будут продолжать проявляться в подростковом и взрослом возрасте, однако есть вероятность, что при взрослении симптомы у ребенка значительно уменьшатся или даже полностью исчезнут со временем.
Симптомы СДВГ обычно можно эффективно корректировать или лечить с помощью комбинации лекарств и психотерапии. Однако если не обращать внимание на СДВГ и оставить всё как есть, это может привести к долгосрочным неблагоприятным последствиям в успеваемости, профессиональных успехах, взаимоотношениях с окружающими и отразиться на социально-эмоциональном развитии.
Симптомы
Согласно DSM-5, СДВГ можно диагностировать, когда у ребенка возникают шесть или более из перечисленных ниже симптомов (подросткам и взрослым достаточно только пяти симптомов). Симптомы должны сохраняться не менее шести месяцев и быть достаточно серьезными, чтобы негативно повлиять на академическое или социальное функционирование.
Симптомы невнимательности включают:
- совершение неосторожных ошибок, опускание из виду деталей;
- трудно оставаться сосредоточенным (включенным) на задачах или принимать участие разговорах;
- легко отвлекаться от происходящего;
- трудности с выполнением инструкций или заданий;
- трудности с организацией задач и мероприятий;
- избегание или отказ от деятельности, требующей постоянного внимания (отчеты, формы, документы);
- Частая потеря вещей;
- Забывчивость в повседневных делах (встречи, обязательства, домашние дела).
Симптомы гиперактивности и импульсивности включают:
- частые драки, постоянная двигательная активность, постукивание руками, ногами;
- частое вставание с места, или бесконечное ерзанье на стуле;
- чувство чрезмерного беспокойства;
- трудности с неподвижностью в течение длительного периода времени;
- трудности с вовлечением в досуг;
- чрезмерную разговорчивость;
- упреждающие ответы на вопросы, не выслушав до конца самого вопроса;
- трудности в ожидании очереди;
- постоянное прерывание других.
При этом важно учитывать, что симптомы должны быть несовместимы с уровнем развития ребенка и не должны быть связаны с другими психическими расстройствами или нарушениями развития, такими как генерализованное тревожное расстройство или неспособность к обучению.
Причины
Существует несколько теорий о потенциальных причинах появления СДВГ, и большинство из современных исследований показывают, что СДВГ, вероятно, вызван сложным взаимодействием между генами и факторами окружающей среды.
С точки зрения генетики, 25% близких родственников ребенка с СДВГ также страдают этим расстройством, что указывает на то, что генетика играет одну из ключевых ролей в развитии синдрома. К провоцирующим факторам внешней среды относят курение, употребление алкоголя или наркотиков во время беременности, воздействие токсинов их окружающей среды (например, свинца, который обнаруживается в старых зданиях), и травмы головы в раннем возрасте.
У детей с СДВГ наблюдаются заметные различия в мозге по сравнению с детьми без СДВГ. Исследование, проведенное отделением детской психиатрии Национального института психического здоровья, показало, что по сравнению с детьми без СДВГ у детей с этим заболеванием, как правило, наблюдается уменьшение объема важных областей мозга на 3-4%, включая лобные доли, височное серое вещество, хвостатое ядро и мозжечок. Эти структуры мозга играют жизненно важную роль в решении проблем, планировании будущего, сдерживании импульсов и понимании поведения других.
Социальные теоретики и клиницисты иногда называют СДВГ эпидемией современности, отмечая роль быстро меняющегося потребительского образа жизни, где доминирует острая конкуренция за привлечение внимания детей.
Психотерапия
Психотерапия помогает развить навыки, которые помогают ребенку легче ориентироваться в задачах и заданиях, а также стать более осведомленным в своем поведении для его лучшей эмоциональной регуляции. Психотерапия также позволяет детям сформировать свои инструменты, позволяющие оставаться организованными и сосредоточенными и соблюдать график. Поддержка может включать практическую помощь — например, помощь ребенку в продумывании задачи и организации своей работы. Психотерапия также может помочь детям с СДВГ развить самооценку и признать свои сильные стороны.
Поскольку детям с СДВГ может быть трудно завести и сохранить друзей, обучение социальным навыкам также может быть полезным. На психологических тренингах обсуждаются и моделируются соответствующие модели поведения, такие как ожидание очереди, совместное использование игрушек, просьба о помощи или реакция на поддразнивание, а затем дается ребенку возможность попрактиковаться. Например, ребенок может научиться читать выражения лиц и тон голоса людей, чтобы реагировать более адекватно. Тренинг по социальным навыкам может помочь научить тому, как поведение влияет на других, и выработать новые способы реагирования в случае гнева или иного сильного эмоционального расстройства.
Обучение навыкам воспитания, предлагаемое на специальных занятиях, дает родителям инструменты и методы управления поведением своего ребенка. Родители ребенка с СДВГ многое узнают об этом состоянии и о том, как оно влияет на ребенка и семью. Они смогут помочь ребенку развить новые навыки, отношения и способы общения друг с другом.
***
Автор материала: Сипягин Дмитрий Вячеславович, кандидат психологических наук.
Посмотреть профиль автора можно по ссылке: https://psyon.pro/psy?id=286
Используемая литература:
- American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition, Text Revision
- Faraone SV, Biederman J. (1998) Neurobiology of attention-deficit hyperactivity disorder. Biological Psychiatry, 44
- Harvard Mental Health Letter (2002). Attention Deficit Disorder in Adults. Vol. 19:5, 3-6