Найти тему
Е.Л.Б.

«КАТЯ ЧЕХОВА» – ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРОЕКТ ВЫСОКОЙ ЧЁТКОСТИ

Оглавление
Екатерина Губенко – вокалистка проекта «Катя Чехова» (источник: https://tekst-pesni.online/)
Екатерина Губенко – вокалистка проекта «Катя Чехова» (источник: https://tekst-pesni.online/)

«Катя Чехова» – российский проект в стиле электронной музыки – образовался в 2005 году в Таганроге как продолжение группы «Вариант К», существовавшей с 2001 года (по другим данным – с 1999 года). «Катя Чехова» – это не имя и не псевдоним певицы, а проект команды лейбла UPLIFTO, в который входят продюсер Сергей Пименов, музыкальный продюсер и автор песен Николай Лебедев, саунд-продюсер Роман Галушкин (Агент Смит). Таганрог – Родина А.П. Чехова, Катя – имя вокалистки проекта Екатерины Губенко (с 2005 по 2006 год, с 2011 по настоящее время). С 2006 по 2008 год лицом проекта являлась Елена Хрящева.

Елена Хрящева – вокалистка «Кати Чеховой» с 2006 по 2008 год (источник: https://ya.ru/)
Елена Хрящева – вокалистка «Кати Чеховой» с 2006 по 2008 год (источник: https://ya.ru/)

«Катю Чехову» называют первооткрывателем российской электронной клубной музыки. Легальные продажи первого альбома «Я-робот» составили 250.000 CD-копий, что рекордно много для начинающего коллектива. Это первый проект, продвижение которого происходило посредством Интернет-ресурсов: в «Живом Журнале» вокалистка вела личный дневник, на ресурсе Flickr публиковались фотографии, а на YouTube – видео. На песню «Я не с тобой» в 2007 году был снят видеоклип в формате FULL HD 1080 (это разрешение и сегодня считается достаточно высоким), который попал в ротацию телеканала MTV. В 2008 году на сайтах проекта и в личных блогах участников была запущена система бесплатных скачиваний композиций в mp3-формате с возможностью добровольного денежного поощрения слушателями.

Расскажу о трёх композициях «Кати Чеховой», которые кажутся мне наиболее интересными.

1. «Я тебя люблю 2020»

Композиция была выпущена в 2001 году в рамках альбома «Полетаем» группы «Вариант К» (вокал Екатерины Губенко). Впервые я услышала её в 2005 году; собственно, с этой песни и началось моё знакомство с коллективом. У композиции есть вторая версия – электронная, которая вошла в «Последний альбом» «Кати Чеховой» 2008 года (вокал Елены Хрящевой). Она содержит альтернативный текст куплетов, на неё снят клип, в соцсети «ВКонтакте» озаглавлена как «Я тебя люблю 2020». И, пожалуй, это тот редкий случай, когда ремикс-переделка звучит удачнее, насыщеннее оригинальной лирической версии. Я неоднократно признавалась в любви именно к электронной версии и считаю её одной из лучших композиций, которые когда-либо слышала.

В Интернете есть официальный инструментальный вариант этой песни. Слушаю его, когда хочется сконцентрироваться на звучании мелодии. Что интересно, «плюсовая» запись длится 5 минут 47 секунд, а длительность инструментала – 3 минуты 37 секунд. Мелодия раскрывается постепенно. На начальную «живую» фортепианную тему мягко «наслаивается» синтетическая ритм-дорожка, далее мы слышим ещё несколько электронных призвуков. На протяжении всей композиции инструментальные дорожки меняются местами, уходя на задний план и пропуская на авансцену новые. Некоторые из них повторяются: например, в финальном проигрыше мы слышим все ранее звучавшие инструменты кроме саксофона (у него отдельная сольная партия), с добавлением синтетической скрипки.

Общее настроение – минорное. Рисунок проигрыша звучит нервически-тревожно. Припев сквозит печалью: это безрадостное признание в любви. Но к середине песни, когда слушатель пребывает в полной уверенности, что ничего радостного далее не будет, на 2 мин. 02 сек. мелодия получает более светлые краски. И заключительный проигрыш звучит уже не так меланхолично, как вся предыдущая музыкальная тема.

«Я тебя люблю 2020» привлекает слушателя гармоничным сочетанием живых и синтетических инструментов, последовательной сменой мелодических линий. Человеку без музыкального образования (в частности, мне) эта песня кажется эталоном того, как должны звучать современные танцевальные композиции. Несмотря на ярко выраженное дискотечное звучание, она приятна для слуха, не оглушает, её не хочется сделать потише или выключить.

2. «Я-робот (Радио версия Агента Смита)»

Обложка дебютного альбома «Я-робот» проекта «Катя Чехова» (источник: https://music.yandex.ru/)
Обложка дебютного альбома «Я-робот» проекта «Катя Чехова» (источник: https://music.yandex.ru/)

«Я-робот» – заглавный трек первого одноимённого альбома «Кати Чеховой», вышедшего в 2005 году. Меланхоличная и даже депрессивная композиция об ограниченности и переоценке собственных психологических ресурсов («бросить все силы на дождь / свет»), о невозможности признать и ощутить себя живым в полной мере («и нет у меня сердца»). Запоминается с первых звуков и строк. Поётся Екатериной Губенко от мужского лица. Аранжировка рождает ассоциацию с треком «А мы любили» («Средняя школа № 7») группы «Hi-Fi» (2002 г.) и синглом Веры Брежневой «Любовь в большом городе» (2009 г.). Композицию отличает необычайно хорошее для середины «нулевых» качество звука (вероятно, это и есть HD): она легко выдерживает сравнение с современными электронными треками.

Весна как символ жизни. Вода и её производные – дождь, лужи, ручьи, мокрый асфальт – тоже олицетворяют пульсацию жизни, но тем не менее в строчке «о / об крыши разбиться...» мы отчётливо слышим отчаяние либо отрешённость, и следующее далее: «...весенним дождём» не слишком спасает ситуацию. Звёзды как нечто далёкое и манящее. Бесчувственное (Робот) поддаётся чувству («запах дождя», «запах травы»). Тема чувств раскрывается с помощью информационных и естественно-научных терминов: «текстура “мокрый асфальт”», «пять мегабайт», «.ru», «мегагерц», «тысячи точек звёзд», «свет для планет». Многократное обречённо-монотонное «не дано» ассоциируется с условиями школьных задач по химии и физике. Продолжительное «дождё-ё-ём» с намеренным автотюном (эффект залипания кнопок / клавиш) удачно отображает электронную «начинку» песни. В итоге мы понимаем, что провозглашение себя бесчувственным роботом действует как анестезия, служит самоотвлечением от гнетущей действительности. Эту идею подтверждает второй, отрывистый, «механистичный» припев: прямо слышишь, как душа «робота» распадается на «болты» и «шестерёнки»...

Катя Чехова – Я - робот (HD Remaster 2020 Official Video)

В 2020 году коллектив провёл большую «детективную» работу по восстановлению официального клипа на эту песню. Улучшенная версия в HD-качестве размещена на YouTube-канале и на страницах «Кати Чеховой» в социальных сетях. Есть неофициальное видео – с кадрами из художественного фильма «Через тернии к звёздам» (кажется, какое-то время его ротировали на российских музыкальных телеканалах) и англоязычная аудиоверсия «I Am Robot» (2012 г.) с альтернативной аранжировкой.

Альбом «Любовь 2.0», выпущенный коллективом в 2007 году уже с вокалом Елены Хрящевой, содержит своеобразный ремейк – песню «Сердце» с более оптимистичной (в отличие от версии 2005 года) аранжировкой. Русскоязычный текст новой версии остался прежним, изменению подверглось лишь одно слово: герой признал себя живым, заявив, что сердце у него всё-таки есть!

3. «Не страшно»

Обложка альбома «Любовь 2.0» проекта «Катя Чехова» (источник: https://www.musixmatch.com/)
Обложка альбома «Любовь 2.0» проекта «Катя Чехова» (источник: https://www.musixmatch.com/)

«Не страшно» – песня, выпущенная в 2007 году в рамках второго альбома «Любовь 2.0». Исполнена Еленой Хрящевой, она же является соавтором слов. Кроме того, в аранжировке проекта Vortex Involute композиция вошла в альбом «Вторая жизнь» (2008 г.). «Не страшно» (альтернативное название – «Красиво»), как и предыдущий трек, говорит языком информационных технологий: «наши мысли несут по Сети электронным ветром / миллионы частиц», «точки и скобки», «знаки», «по ночному эфиру телефонные пробки». Характерное для коллектива минорное звучание в данной композиции подчёркнуто минималистично: инструментов мало и все они электронные, что, впрочем, механической составляющей проекта и сюжету самой песни всецело соответствует. Клип на композицию снят не был. Настроением напоминает недавнюю новинку коллектива – сингл «Остановка».

***

Поначалу продюсеры поддерживали легенду об искусственности вокала в песнях «Кати Чеховой»; утверждали, что он записывается с помощью специального программного обеспечения. Качественное синтетическое звучание, выбор названия для первого альбома («Я-робот»), необычный тембр обеих вокалисток и аккуратная обработка голоса автотюном помогали поддерживать этот миф.

Екатерина Губенко (источник: https://biografii.net/)
Екатерина Губенко (источник: https://biografii.net/)

Долгое время публика не знала, как выглядит певица, однако всё изменилось, и сейчас, как мне видится, концепция коллективного образа уступила место более распространённой идее продюсирования сольной артистки под звучным псевдонимом. Впрочем, тема высоких технологий, делающая этот коллектив уникальным, в творчестве по-прежнему присутствует, а разрушение ореола таинственности было лишь делом времени.

Между тем в медиапространстве появляется всё больше проектов, работающих по аналогичным принципам виртуальности и / или анонимности. Так, в 2007 году японская компания «Crypton Future Media» создала Мику Хацунэ – певицу-голограмму, отображаемую на полупрозрачный экран посредством технологии псевдообъёмной проекции. В 2018 году создатель Глюк’oZы Максим Фадеев явил миру MALFA – своё новое музыкальное детище. Согласно первоначальной версии, MALFA являлся / являлась сгенерированной специальной программой сущностью, способной исполнять заданные песни «андрогинным» голосом. Позже продюсер развеял интригу, признавшись, что вокал в дебютной песне «So Long» принадлежит ему самому.

В виртуальную реальность активно включаются и телеканалы. Популярность набирают инновационные шоу, работающее с технологиями захвата и обсчёта движений в реальном времени: «Alter Ego» (США), «Аватар», «Фантастика» (Россия) и другие. Примерами более «телесных» загадок являются разнообразные международные адаптации формата «The Masked Singer», а также анонимная молдавская музыкальная группа «Carla's Dreams», участники которой на протяжении десятилетия скрывают свои личности под капюшонами, солнцезащитными очками и гримом.

Таким образом, лекала «Кати Чеховой» по-прежнему добротны и современны. Пожелаем коллективу творческого роста, вдохновения и долголетия!

#катячехова #музыка #электроннаямузыка #шоубизнес #знаменитости