Маленькое вступление.
Никогда не думала, что столько всего не знаю о Маме. Когда столько лет нет нормальных отношений с близким человеком , нет интереса, нет душевных разговоров, не общаешься, не спрашиваешь ни о чем, а судишь его и все его поступки только по своим внутренним чувствам, обидам, переживаниям. Да и когда что узнавать, если любая встреча начинается за здравие, а кончается…..Теперь, когда мы научились сосуществовать и разговаривать, я задаю много вопросов, и чем больше узнаю, тем больше и подробнее хочется ещё.
Чтобы снова осознать, понять и оставить в сердце только любовь.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////
Свое раннее детство Ниночка помнит смутно, более четко - лет с семи-восьми, когда начала ходить с мамой и старшим братом, на сенокос.
Началом воспоминаний стало одно яркое и страшное событие, девчушку покусали осы, когда, ненароком, задела граблями гнездо… Еле выжила… Какими молитвами, только Богу известно. Не было тогда ни таблеток, ни мазей, ничего не было, водой и отварами отпаивали, мокрыми тряпками обкладывали, вот и все лечение…Помнит, как было больно и страшно , потом, как очнулась и несколько дней лежала, пока не спали отеки от укусов.
Тогда шёл 1957 год, Нина была старшей сестрой в многодетной семье , средней было четыре, а младшей, меньше года. Брату было 10, а, вскоре, он стал единственным трудоспособным мужчиной в семье.
Жили они в деревне, в Нижегородской области, мама Ниночки трудилась в колхозе, зарабатывала трудодни, ( что это такое, можно посмотреть в Википедии).
Отец семейства, где-то через год, в зиму, на работе, в лесу, сильно простудил спину, долго болел , а через полгода отнялись ноги, стал инвалидом, передвигался в коляске .
Бабока, так называли дети мамину маму, бабушку Машу, присматривала за болящим зятем, за домом и за малышами. Она была вдовой, муж, Василий, умер, сразу после окончания войны.
Ниночка с братом, как могли, помогали матери то в поле, то по хозяйству, а ещё надо было быть нянькой для младших сестёр .
Хозяйство было большое: корова, свинья, куры, а ещё было огромное гумно, ( по нынешним меркам - соток 25) засаженное картошкой,а ещё, плюс огород соток в 10 и перед домом и за гумном . Чего там только не было, за всем надо было посильно ухаживать, чтобы выросло, не было съедено вредными насекомыми и не засохло.
Самим надо было кормиться и скотину не забывать зимой, вот и сажали на каждый клок земли все семена, что в колхозе давали. Картошка, морковка, капуста, репа , лук, чеснок, тыквы, горох, овёс .
Сколько и когда мама спала, Ниночка не знала. Засыпала девочка, мама ещё в делах, просыпалась, мама давно уже на ногах, либо на работе, либо в хлеву, либо на огороде…
Да и у них с братом, после того, как отец перестал работать, времени свободного было совсем капелька. Редко, когда удавалось с подружками погулять, да на завалинке семечки пощёлкать.
Если у матери случался летом выходной, в пору ягод или грибов, все втроём шли в лес, за запасами. Собирали с июня по октябрь. Земляника, малина, черника, брусника, клюква, сыроежки, боровики, маслята, опята.
Тогда в лесах много чего было, да и вырубок было мало, это сейчас не знаешь куда пойти, везде одни пни да болота…
А, когда привозили напиленные дрова из леса, (это единственное, чем помогал колхоз семье, в которой не стало главного кормильца), две-три недели брат и мать по очереди кололи, а Ниночка с бабокой складывали огромную поленницу в высокие ряды, на долгую холодную зиму. Мамин брат, дядя Вася иногда помогал, когда трезвый был…Когда Ниночке исполнилось 11, она тоже научилась махать топором…
А, с сентября по май, была ещё одна трудность. Учеба, вернее не сама учеба, сами знания давались Ниночке легко, а путь к ней.
В деревне, где жила Ниночка, школы не было, дети ходили в соседнем село , пешком, около пяти километров. В любую погоду, в дождь, слякоть или мороз, мать поднимала школьников в шесть часов, поила чаем, давала с собой по куску хлеба и отправляла а школу. Два часа туда, два часа, после уроков, обратно. Только, когда сильная метель была, дома сидели, мать не отпускала, боялась, что потемну заблудятся и замёрзнут…
Несмотря на обилие живности, семья жила бедно, досыта ели редко. В основном, выживали на картошке, заготовленных с огорода овощах, на солёных грибах, на моченых ягодах, квашенной капусте и хлебе. Зерно или муку давали матери в колхозе, за трудодни. Молока немного оставалось, а вот яйца, бульон из куриных потрохов и мясные щи, были только по праздникам.
Куда же девались продукты: молоко, яйца, курятина и свинина? Все забирали в города…
Государство, после окончания войны, установило нормы сдачи продуктов с поголовья скота или птицы.
С каждой коровы, хозяева должны были отдавать в неделю определенное количество молока и сливочного масла.
Ниночка не знала вкуса этого масла до 13 лет. Мать еле набирала норму, снимая сливки с каждого надоя, а семье оставляла жиденькие остатки .
Тоже самое было с мясом свиней, кур и яйцами. Нормы в месяц, нормы в год…
Раз или два в неделю, в семье были щи, томленые в русской печи, с небольшим кусочком свиного сала. А вот блины Бабока пекла почаще, из всего: из пшена, из овса, из пшеницы, а потом, делала большую чашку тюри. Тёплые блины ломала и заливала снятым парным молоком . Только ложки мелькали, да за ушами трещало, вкусно и сытно
Так и жили, друг за дружку держались, Ниночка к 12 годам все по хозяйству умела, во всем матери и бабке помощницей была, а там и средняя, Верочка подрастала, ловкая и быстрая. Она и сейчас такая… .
Самым долгожданным Праздником у детей был не день рождения, не Новый год, когда подарков и вкусностей не было, ну, может, пироги с мочеными ягодами, да блины с вареньем, вот и весь праздничный стол…
А вот на Пасху, подарки были у всех. Мама Ниночки весь год готовилась к этому весеннему торжеству. Как ей удавалось скопить денег, Ниночка не знала, но ситчик на новое платьишко, калошки, носочки , рубаха, платочек, - каждому ребёнку по маленькой обнове, в Святое Воскресение. И немного конфет к чаю) Вот такая была материнская любовь…
А как праздновали!!!! Как весело, с частушками и припевками, ходили , толпой, ребятишки по соседским домам, вдоль всей слободы.
Как христосовались, как приносили домой корзинку заработанных радостным весельем, ароматных, крашенных луковой шелухой, свежих яиц, а потом, вечером, ели их, досыта, окуная в чёрную, печёную соль …
Ниночке было 13, когда отец умер…
Слава Богу, годы войны оставались все дальше и дальше, в прошлом, страна восстанавливалась, жить в колхозе понемногу становилось легче. В селе построили школу, там до 8 класса учили детей, Ниночка один только год рядом с домом отучилась.
Продолжение следует.
Всем добра🙏